Попова любознательная мышка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 73»
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ___
от «____» _____2024г.

Утверждаю:
________________О.М. Дробышева
заведующий МАДОУ «Детский сад № 73»
приказ № _____ от «____» ______2024г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
«Любознательная мышка»
Направленность: ( познавательная, техническая)
Возраст обучающихся: 5-6 лет (старшая группа)
Срок реализации: 2024-2025 учебный год

Составитель: Попова О.В., воспитатель
высшей квалификационной категории

г. Березники, 2024г.
1

Пояснительная записка.
Актуальность программы обусловлена тем, что робототехника, как форма деятельности
используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития
таких важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация,
умение работать в коллективе. Эти качества способствуют успешному обучению детей в школе, а
участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в
пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность своих идей.
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних
потребностей в знаниях является познавательный интерес. Личность формируется и развивается в
процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об
окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для
саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и
эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания
ребёнка более полными, достоверными и прочными. Данная программа имеет
познавательноисследовательскую направленность.
Адресат программы: программа «Любознательная мышка» предназначена для детей
дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Объем и срок освоения программы:
Срок реализации программы кружка – 8 месяцев в объеме 30 часов. Дополнительная
общеобразовательная программа реализуется в течение учебного года, с 1 октября по 31 мая
(аудиторные занятия).
Особенности организации образовательного процесса:
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает
индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10 – 12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Регулярность занятий: по 1академическому часу 1 раз в неделю. Аудиторная нагрузка
составляет 30 академ. часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах –1 час,
который приравнивается к 30 минутам занятия. В ходе занятия предусмотрен перерыв на разминку,
физ.минутку или малоподвижную игру. Недельная нагрузка на одну группу: 1 академический час.
Цель программы – формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности с использованием высокотехнологических игрушек.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить понимать элементарные схемы пространства;
2. Учить передвигаться в заданном направлении;
3. Обучить программированию робомыши;
4.Формировать навык ориентировки на плоскости.
Развивающие:
1. Развивать навыки микро - ориентировки на листе бумаги, на плоскости;
2. Развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику.
3. Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
4. Развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста средствами STEMобразования.
Воспитательные:
2

1.Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми
во время образовательной деятельности;
2. Способствовать формированию навыка договариваться между собой и действовать
согласованно;
3. Формировать умение добиваться поставленной цели и доходить до результата.
Отличительная особенность программы.
Что такое Робомышь? Это дружественный ребенку программируемый мини-робот. Он прост
в использовании и выполнен из прочных безопасных материалов, является одним из средств
формирования информационно-коммуникационной грамотности детей дошкольного возраста.
Огромным преимуществом этого лого робота является то, что его можно использовать как в
совместной, так и в самостоятельной игровой деятельности ребенка, как индивидуально, так и в
группе.
Робот - это технология, инструмент, то, с помощью чего педагог при правильной организации
деятельности детей и соблюдении методических рекомендаций может решить абсолютно любые
задачи.
Прежде чем дети начнут программировать робомышь и решать образовательные задачи,
которые ставит перед ними педагог, нужно научить их выстраивать и планировать маршрут робота
посредствомнастольных и напольных игр, созданных специально для реализации данного проекта.
Можно выделить следующие этапы работы:
Первый этап: знакомство детей с робомышью через настольные игры, роль мышки
выполняют фишки. фишки.
Второй этап знакомства – дети сами становятся мышками, передвигаются по заданной схеме,
выполняют графические диктанты с целью усовершенствование умения ориентировки на
плоскости;
Третий этап - непосредственно работа с мышью.
Программа основывается на следующих принципах:
1.
обогащение (амплификация) детского развития;
2.
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
3.
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4.
поддержка инициативы детей в продуктивной творческойдеятельности;
5.
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
6.
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
продуктивной творческой деятельности;
7.
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития).
Планируемые результаты:

ребенок
овладевает
робопрограммированием,
проявляет
инициативу
и
самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно- исследовательской и
технической деятельности;

ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы
3

(в пары);

ребенок обладает установкой положительного отношения к робо- программированию,
к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства;

ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместном техническом творчестве имеет навыки работыс различными источниками информации;

ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры
в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;
по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для различных
роботов;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое
решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевоговысказывания в ситуации творческо- технической иисследовательской деятельности;

ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может
следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях
со взрослыми и сверстниками;

ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с
электротехникой;

ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо- технической
деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными
связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен
наблюдать, экспериментировать.
Механизм оценивания образовательных результатов:
Участие детей в интеллектуальных играх, различных конкурсах, проектах и олимпиадах
муниципального, регионального и всероссийского уровня.
Формы подведения итогов реализации программы:
Обучающиеся участвуют в различных конкурсах, проектах и олимпиадах муниципального,
регионального и всероссийского уровня.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка,
видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования, фото, отзыв
родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс, олимпиада,
открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, праздник.
Проверка результатов производится в виде наблюдений за деятельностью детей, на
диагностических итоговых занятиях в конце учебного года.
Так как программа рассчитана на один год обучения, то возможно размещение
прогнозируемых результатов и форм их проверки в пояснительной записке как ее завершение.

4

Организационно-педагогические
условия
реализации
дополнительной общеразвивающей программы:
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и
регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований
проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от
29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства
просвещения Российской Федерации № 196 от 9 ноября 2018 г. «Об утверждении порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»,
Социально-психологические
условия
реализации
общеразвивающей
программы
обеспечивают:
учет специфики возрастного психофизического развитияобучающихся;
вариативность направлений сопровождения участников образовательного
процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и
индивидуализация обучения; выявление и поддержка одаренных детей;
формирование коммуникативных навыков в среде сверстников.
Материально-технические условия.
Кабинет,
соответствующий
санитарным
нормам
СанПин.
Пространственно-предметная среда (наглядные пособия).
Технические средства: мультимедийное оборудование, ноутбук, программное обеспечение,
акустическая система (музыкальная колонка), STEM - наборы «Робомышь».
Демонстрационные наглядные пособия: плакаты, картины, игрушки, предметы ближайшего
окружения, игры на развитие логического мышления, творческого воображения, речевых навыков,
конструктор различного вида.
Раздаточный материал: комплекты картинок по темам для каждого ребёнка, предметы по
темам; карточки для выполнения заданий.
Кадровые условия.
Педагог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю данной программы, без предъявления требований
к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и
педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методов обучения:
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением
наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и
обобщения демонстрируемых материалов);
Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т. д.) Контрольный метод (при
выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения
практических заданий)Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, атакже при
разработке проектов)
Соревнования
(практическое
участие
детей
в
разнообразных
мероприятиях по техническому конструированию).

5

Календарно-тематический план .

№ п/п Тема

Кол-во часов

1.

Знакомство с робомышью

2

2.

Основные команды.

3

3.

Учим робота двигаться

4

4.

Работа с тематическими карточками

4

5.

Работа с полем Грамота

2

6.

Работа с полем Геометрические фигуры

2

7.

Работа с полем Сказки

2

8.

Работа с полем Цифры

2

9.

Работа с полем Космос

2

10.

Работа с полем Дорожные знаки
Самостоятельная работа с робомышью.
Игры-соревнования
Итоговое занятие совместно с родителями

2

Итого:

30

11.
12.

6

4
1

Содержание программы:
№п/п

Тема

Цели изадачи

Методы иприемы

1-2

Знакомство с
робомышью

Знакомить с
робомышью, ее
возможностями

Беседа.Показ с
объяснениемпросмотр
видеоролика

3-5

Основные
команды

Знакомить с
Показ
основными командами Демонстрация
и элементами
Совместная
управления робомыши деятельность
Показ

6-9

Как научить робота
двигаться?

Знакомить детей
с основами
движения мыши,
учить
прокладывать
маршрут,
отсчитывая шаги,
задавать роботу
план действий.

Обеспечение
Робомышь,
Поле для робомыши
Ноутбук

Робомышь, поле для
робомыши

Робомышь, поле для
робомыши

Демонстрация

Совместная
деятельность

Учить
программировать
робомышь,
закреплять
знания о деревьях

10

Работа с
тематическими
карточками
«Деревья»

11

Учить
программировать
Работа с
робомышь,
тематическими
закреплять
карточками «Зима»
знания о сезонных
явлениях.

Показ,
демонстрация,
совместная
деятельность

Робомышь,
поле для робомыши,
карточки.

Показ, демонстрация, Робомышь,
совместная
поле для робомыши,
деятельность
карточки.
7

12

13

Работа с
тематическими
карточками
«Птицы»

Работа
тематическими
карточками
«Одежда»

14 - 15 Работа с полем
Грамота

16 - 17 Работа с полем
Геометрические
фигуры

Учить
программировать
робомышь,
закреплять
знания о птицах

Показ Демонстрация
Совместная
деятельность

Учить
программировать
робомышь,
разрабатывать
задания для
робомыши,
закреплять знания о
сезонной
одежде
Учить
разрабатывать
задания для
робомыши,
составлять план
действий
на игровом поле.
Упражнять в
звуковом анализе
слов.

Показ
Демонстрация
Совместная
деятельность

Робомышь, поле для
робомыши

Показ
Демонстрация
Совместная
деятельность

Робомышь, поле для
робомыши

Учить
разрабатывать
задания для
робомыши,
составлять план
действий
на игровом поле.

Показ
Демонстрация
Совместная
деятельность

Робомышь, поле для
робомыши

8

Робомышь, поле
для робомыши

18 - 19 Работа с полем
«Сказки»

Учить
разрабатывать
задания для
робомыши,
составлять план
действий
на игровом поле

Показ
Демонстрация
Совместная
деятельность

Робомышь, поле для
робомыши

20 - 21 Работа с полем
«Цифры»

Учить
разрабатывать
задания для
робомыши,
составлять план
действий на
игровом поле.

Показ
Демонстрация
Совместная
деятельность

Робомышь, поле для
робомыши

22 –
23

Работа с полем
«Космос

Учить разрабатывать
задания для
робомыши, составлять
пландействий на
игровом поле

Показ
Демонстрация
Совместная
деятельность

Робомышь, поле для
Робомыши

24 –
25

Учить разрабатывать
задания для
робомыши, составлять
Работа с полем
«Дорожные знаки» пландействий на
игровом поле

Показ
Демонстрация
Совместная
деятельность

Робомышь, поле для
Робомыши

Совместная
деятельность

Наборы «Робомышь»

Закреплять
умение
разрабатывать
задания для
Самостоятельная
робомыши,
работа с
26 - 29
составлять план
робомышью
Игры-соревнования действий на
игровом
поле.

9

30

Итоговое занятие
совместно с
родителями

Выявление
полученных знаний
и умен

Совместная
деятельность

Наборы «Робомышь

Список литературы

1. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
2. Энциклопедический словарь юного техника. – М.,
«Педагогика», 1988. – 463 с.
3. «Робототехника для детей и родителей», Санкт-Петербург «Наука» 20с.
4. Программа курса «Образовательная робототехника».Томск:
Дельтаплан, 2012.- 16с.
5.Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях
введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод.
центр образоват. робототехники. — М.: Изд.-полиграф. центр
«Маска», 2013. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей под
редакцией д-ра техн. наук, проф. А. Л. Фрадкова, С.-П., «НАУКА», 2011.
6.Ташкинова Л. В. Программа дополнительного образования
«Робототехника В детском саду» [Текст] // Инновационные
педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г.Казань, май 2016
г.). — Казань: Бук,
2016. — С. 230-232. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10278/ (дата обращения:
17.09.2018).

10

Список детей, посещающих кружок «Любознательная мышка».
№
1

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Денисенко Алина

29.04.2019

2

Крайнева Алена

10.04.2019

3

Кузнецова Мария

05.06.2019

4

Малкина Василиса

20.10.2019

5

Федосеев Лев

13.08.2019

6

Пойлов Демид

01.05.2019

7

Сюзева Ангелина

15.09.2018

8

Федосеев Степан

26.01.2019

9

Хомутова Дарья

07.05.2019

10

Шубина Лиза

05.05.2019

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».