ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжаетделать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в егожизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
В.А. Сухомлинский
Одной из характерных тенденций развития современного образования в нашей
стране является снижение возраста детей, начинающих изучать грамоту. Это
относится не только к семье, стремящейся научить ребёнка читать как можно раньше,
но и к детскому саду, где содержание занятий по развитию речи в последние годы
значительно изменилось.
Как указывает Л.С. Выготский, чтение и письмо обеспечивают ребенку
возможность «подняться на высшую ступень в развитии речи и других высших
психических функций». Поэтому подготовка детей к овладению чтением в
дошкольном возрасте приобретает первостепенное значение, чтобы потом у
первоклашек не возникало много проблем, одна изкоторых комплекс
неполноценности. В дошкольном возрасте мозг ребенка интенсивно растет и
развивается. Это самое благоприятное время для обучения, самый сензитивный
период для общего развития речи детей. Задача педагога дошкольного учреждения –
помочь мальчишкам и девчонкам как можно быстрее адаптироваться к школьной
жизни, подготовить их к переходу на следующую ступень в их жизни. Успехи
школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в
дошкольные годы.
Актуальность и целесообразность.
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей
воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана
программа дополнительного образования по обучению детей чтению и письму.
Основная цель программы развивающей студии является выработка у детей
умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе —
развитие интереса и способностей к чтению.
Основные принципы:
Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических
принципах:
*принцип систематичности и последовательности: концентрическая организация
программы и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от
простого к сложному обучения»);
*принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение объектов и
понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений
в сознании дошкольников;
*принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого
материала на этапы и в преподнесении его последовательными блоками и частями,
соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
*онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Программа развивающей студии состоит из двух блоков. Первый блок включает
в себя развитие речи и обучение грамоте, второй блок – подготовка руки к письму.
Реализация программы направлена, прежде всего, на обеспечение единого
процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребенкадошкольника. В ней предусматривается постепенное расширение и усложнение
программных задач.
Эффективность
программного
материала
обусловлена
следующим:
используемый назанятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку,
пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях
обучения.
Распределение учебного материала соответствует возрастным особенностям
детей, требованиям ФГОС ДО.
Усвоение детьми данной программы — это не только подготовка к умению
читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство
развития речи, фактор умственного развития ребенка.
Программа развивающей студии «По дороге к школе», предназначена для детей
6-7 лет и рассчитана на один год обучения (период с октября месяца по май месяц
включительно), что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия
проходят 2 раза в неделю.
Очень важным в программе является формирование у ребенка учебных умений:
1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь учебно-воспитательный
процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют
ребенка, побуждают его к учебной деятельности.
2. Умение решить учебные задачи самостоятельно; с этой целью используются
листы, с помощью которых ребенок сам может выбрать последовательность решения,
работать в своем темпе.
3. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку выполненной
работы.
При создании программы и методики ее реализации учитывалось положение
Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения, которое является движущей силой
психического развития. Обучение, по мнению Л. С. Выгодского, не может
осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод
практических заданий является ведущим в данной программе.
При работе по данной программе у детей в одинаковой мере развивается как
логическое мышление, так и эмоциональное, что, в свою очередь, способствует
развитию как левого полушария головного мозга (отвечающего за логическое
мышление), так и правого (отвечающего за образное мышление).
Организация деятельности:
Основная форма организации работы - игровая, так как именно эта деятельность
является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и, именно, в игре
развиваются творческие способности ребенка.
При реализации данной программы применяются различные приемы и методы
взаимодействия взрослого и ребенка (игры малой подвижности, моделирование,
занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры,
игры на развитие внимания, памяти, ориентировки в пространстве); используется
разнообразный дидактический материал (наборное полотно и карточки с буквами);
таблицы слогов, предметные картинки для составления предложений; сюжетные
картинки, схемы для составления рассказов; тетради в клетку и в линейку;
мнемотаблицы; рабочие листы - прописи для печатания букв, штриховки предметов и
др.).
Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению
Цель: объединение интересов педагога и родителей по подготовке детей к
обучению чтению, т.е.прохождение первого этапа по подготовке детей к школе.
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению
невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников. Овладение
навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации
и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Безподдержки и
систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности
родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное
овладение навыками аналитико-синтетического слияния звуко-буквенных сочетаний.
На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители
являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены
с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости
проведения игр в домашних условиях и постоянного закрепления и упрочения
материала изученного с педагогом.
№
п\п
Тема
Форма
Дата
«Современные требования к подготовке
ребенка
к
школе»,
Презентация
дополнительной услуги
- развивающая
студия «По дороге к школе»
«Подготовка
к
обучению
грамоте»,
«Обучаем чтению грамотно», «Домашняя
игротека»
Круглый стол
3
«Есть вопросы? – Найдем ответ!»
Индивидуальные В
течении
консультации
учебного
года
4
Квест-игра «В поисках пропавших букв»
Совместная
деятельность
детей
родителей
1
2
5
«Мой весёлый алфавит»
Выпуск
буклетов
памяток
Сентябрь
серии 1
раз
- квартал
Январь
и
Итоговое
интегрированное
занятиеразвлечение
Май
в
Материально-техническое оснащение
Парты (столы) – 4шт
Стул детский – 8шт
Магнитно-маркерная доска – 1шт
Развивающие игры.
Обучающие настольно-печатные игры.
Раздаточный материал по темам.
Демонстрационный материал к изучаемым темам.
«Волшебный мешочек».
Игрушки.
Наборное полотно с ячейками для тридцати трех букв.
Таблица с буквами-картинками.
Фланелеграф.
Буквы в различных вариантах: на картинках, кубиках, карточках.
Куклы, игрушки, пластилин, цветные карандаши, бумага и т.д.
Магнитная азбука – 8 комплектов
Азбука – мозаика – 4 комплекта.
Структура программы развивающей студии
Первый блок.
Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими
направлениями работы.
1. Звуки речи.
2. Образ буквы.
3. Первоначальное чтение.
4. Грамматический строй речи.
Основные цели и задачи годового курса занятий по обучению чтению.
Развивающие:
- развивать воображение, творческое мышление, внимание, память;
- формировать мыслительные операции анализа и синтеза звукового состава слов.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим.
Образовательные:
- обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению;
- познакомить с понятиями: «звук», «слово», «предложение», «текст»;
- активизировать и расширять словарный запас, дать представление о культуре родной
речи.
Коррекционные:
- профилактика дислексии и дисграфии.
В течение года дети вслушиваются в звучание слов, учатся узнавать, различать и
выделять в словах отдельные звуки; определять их позицию в слове; овладевают
правильной артикуляцией звуков.
Изучение особенностей звуков завершается
знакомством с соответствующими образами букв. Изучение буквы предполагает
восприятие и запоминание её целостного образа. На закрепление образов букв
используются следующие упражнения:
- выбор букв из цепочки букв разной величины, цвета, материала;
- украшение, раскрашивание буквы;
- работа с буквенным конструктором;
- вырезывание букв из различных печатных источников;
- нахождение образа знакомой буквы в зашифрованных рисунках;
- дорисовать элементы так, чтобы получилась буква.
При обучении первоначальному чтению используются упражнения:
- чтение по слоговой таблице;
- работа с магнитной азбукой;
- чтение прямых и обратных слогов;
- составление слов из разрезной азбуки;
- дидактические игры на совершенствование навыков чтения;
- чтение текстов на индивидуальных листах;
- чтение слогов с договариванием.
К концу учебного года дети должны:
1.
В области фонетики:
- владеть понятиями «звук», «слово», «слог», «гласный», «согласный»;
- дифференцировать звуки: гласные – согласные (твёрдые – мягкие);
- производить звуковой анализ слов, состоящих их 3 – 5 звуков.
2. В области грамматики:
- согласовывать слова в предложении;
- составлять схему простого предложения;
- использовать в речи распространённые предложения.
3. В области первоначального чтения:
- знать названия букв;
- правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой
структуры;
- свободно и осознанно читать трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам с
постепенным переходом к чтению целыми словами.
Второй блок.
Основные задачи:
- развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения;
- отрабатывать умение достигать хорошего развития мелкой моторики рук, которая
подготавливает ребенка к письму;
- добиваться хорошей подвижности, гибкости кисти рук, что в дальнейшем облегчит
приобретение навыков письма;
- отрабатывать навык штриховки;
- познакомить детей с многочисленными способами штриховки.
К концу учебного года дети должны уметь:
- различать основные элементы букв по форме, используя шаблоны;
- писать в определенной, заданной последовательности, ориентируясь на сигнальную
красную строчку со штрихом;
- соблюдать строку, и вести прямую линию, закруглять ее;
- писать элементы букв по образцу;
- учиться ориентироваться в тетради, на ее листах;
- прописывать элементы букв (от простого к сложному): обвести контур в воздухе; по
пунктирам; по опорным точкам; самостоятельное прописывание по образцу.
Примерная структура занятия в рамках дополнительной услуги «По дороге к
школе»:
1. Пальчиковая гимнастика (с элементами образовательной кинезиологии)
2. Подготовка руки к письму (обводка и штриховка предмета, прописывание
элементов на листах в линейку)
3. Артикуляционная гимнастика
4. Игровые упражнения на развитие слухового внимания и памяти
5. Знакомство с со звуком и буквой.
6. Работа над звуковым анализом слова.
7. Сюрпризные моменты, элементы игры или словесные игры.
8. Физкультминутка.
9. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками или буквенным
конструктором.
10.Чтение текстов.
11.Рефлексия.
Система занятий, построенная на увлекательных играх и упражнениях со
словами, звуками, буквами, вызывает у детей интерес к процессу чтения. Веселые
рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают
процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивают его образное
мышление.
Занятия построены на сочетании развивающих упражнений и познавательного
материала из различных областей знаний. Игровая форма способствует развитию
умственных качеств дошкольников, формированию общеинтеллектуальных умений,
расширению кругозора, развитию познавательных способностей, а в конечном итоге –
формированию прочных знаний, умений инавыков, необходимых будущему
первокласснику.
Описанное выше построение программы отвечает возрастным и
психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в
школе.
Календарно-тематический план
Тема
Содержание
Кол-во
часов
Октябрь
1
2
3
4
Основные понятия
речи.
Предложение.
Слово.
1. Познакомить с основными структурными
единицами речи: слово, предложение.
2.
Дать представление о различных типах
предложений (интонация повествования,
вопроса и восклицания).
3.
Развивать
графические
навыки
(обводка по шаблону, штриховка предмета
сверху вниз).
4.
4. Игра «Я знаю пять названий…»
Речь вокруг нас.
1. Закрепить представление о различных
Слово
типах
предложений
(интонация
ипредложение.
повествования, вопроса и восклицания).
2. Игра «Угадай-ка».
3. Игра «Я начну, а ты закончи».
4. Развивать графические навыки (обводка
по шаблону, штриховка предмета сверху
вниз).
Наш дом. Слова –
1.Закреплять умение отличать друг от друга
предметы.
Звуки слова, называющие предметы.
вокруг нас
2. Игра «Кто или что?».
3.Погрузить детей в мир звуков, развить
интерес к ним, привлечь их внимание к
звуковой (внешней) стороне речи; учить
передавать звуки природы фонетическими
средствами языка.
4. Развивать графические навыки (обводка
по шаблону, штриховка предмета снизу
вверх).
Звуки речи. Наш 1. Дать понятие о звуках речи.
дом.
Слова
– 2. Формирование умения определять место
действия.
звука в слове.
3. Развитие первичных навыков звукового
анализа слов.
4.Закреплять умение отличать друг от друга
слова, называющие действия предмета.
5. Игра «Назови слово».
6. Развивать графические навыки (обводка
по шаблону, штриховка предмета снизу
вверх).
1
1
1
1
5
Путешествие
в 1.
Учить
дифференцировать
звуки
Звуковой
лес. (речевые и не речевые; речевые звуки
Слова – признаки.
сходные по звучанию).
2.
Проводить звуковой анализ слов,
состоящих из двух-трёх звуков, с опорой на
фишки.
3.
Закреплять умение отличать друг от
друга
слова,
называющие
признаки
предмета.
4.
Игра «Цепочка слов».
5.
Развивать
графические
навыки
(обводка по шаблону, штриховка предмета
слева на право).
1
6
Слово
предложение.
Схема
предложения.
1
7
8
и 1. Закрепление понятий слово, предложение.
2. Игра «Цепочка слов».
3. Развивать графические навыки (обводка
по шаблону, штриховка предмета слева на
право).
Схема
1.Развивать умение отличать друг от друга
предложения.
слова, называющие предметы, действия,
Гласные
и признаки предмета.
согласные звуки.
2. Учить составлять схему предложения с
заданным словом.
3.Дать понятие о звуках гласные –
согласные.
4. Формирование умения определять место
гласного звука в слове.
5. Развитие первичных навыков звукового
анализа слов.
6.Развивать графические навыки (обводка по
шаблону, штриховка предмета с права на
лево).
Схема
1.Развивать умение отличать друг от друга
предложения.
слова, называющие предметы, действия,
Гласные
и признаки предмета.
согласные звуки.
2. Учить составлять схему предложения с
заданным словом.
3. Игра «Звуковая дорожка».
4. Формирование умения подбирать слова с
заданным согласным звуком (в начале и в
конце слова).
5. Развитие первичных навыков звукового
анализа слов.
6.Развивать графические навыки (обводка по
шаблону, штриховка предмета с права на
1
1
лево).
Ноябрь
9
10
11
12
Звук и буква: А, У. 1.
Дать понятие – звук и буква, знать их
отличия. Познакомить детей «Буква - это
Схема
значок, обозначающий звук на письме».
предложения.
2.
Познакомить с термином «Заглавная
буква».
3.
Совершенствовать
фонематический
слух – игра «Цепочка слов».
4.
Учить составлять схему предложения с
заданным словом.
5.
Развивать графические навыки –
прописывание печатных букв А, У.
Звук и буква: И, Ы. 1. Закреплять изученные понятия.
Схема
2. Совершенствовать навык звуко-слогового
предложения.
анализа слов.
3. Учить графически записывать «простые
предложения с заданным словом».
4. Совершенствовать фонематический слух –
игра «Подскажи словечко».
5. Развивать графические навыки –
прописывание печатных букв И, Ы.
Звук и буква: О, Э. 1. Закреплять изученные понятия.
Схема
2. Совершенствовать навык звуко-слогового
предложения.
анализа слов.
3. Учить графически записывать «простые
предложения с заданным словом».
4. Совершенствовать фонематический слух –
игра «Кто внимательный».
5. Развивать графические навыки –
прописывание печатных букв О, Э.
1
Гласные
звуки. 1.Учить выделять гласные звуки «а, у, о, и, э,
ы» в ударной позиции.
Схема
2. Совершенствовать навык звуко-слогового
предложения.
анализа слов.
3. Учить графически записывать «простые
предложения с заданным словом».
4. Совершенствовать фонематический слух –
игра «Лото».
5.Игра «Ну-ка, буква, отзовись».
(Буквы А, О, У, Ы, Э, вырезанные ребенком,
лежат на столе перед ним. Педагог
поочередноназывает звуки, а ребенок
показывает соответствующую букву).
6. Игра «Конструктор букв» (выкладывание
из палочек пройденных букв).
1
1
1
13
14
15
16
Слово.Звуки М, М'. 1. Помочь осознать, что слово звучит, т.е.
Буква М.
состоит из звуков; его можно слушать и
произносить; слово может быть коротким и
длинным, в слове звуки стоят в
определённом порядке.
2.Учить
самостоятельно
определять
количество звуков в односложных словах.
3. Уточнять артикуляцию звука «М»,
характеристику звуков М, М'.
4. Развитие фонематического слуха
упражнять в определении места звука в
слове.
5. Познакомить с образом буквы М.
6. Упражнять в чтении слогов с изученными
буквами.
7. Развивать графические навыки –
прописывание печатнойбуквы М.
Звуки Н, Н'. Буква 1. Уточнять артикуляцию звуков, дать
Н. Слово.
характеристику звуков.
2. Развивать фонематическое восприятие
через нахождение слов со звуками н – нь.
3. Познакомить с образом буквы Н.
4. Упражнять в чтении слоговой таблицы.
5.Игра «Разложи картинки» (закрепить, что
слово может быть коротким и длинным).
6. Развивать графические навыки –
прописывание печатной буквы Н.
Слог.Закрепление
1.Познакомить детей со слогообразующей
образов
ролью гласных; дать представление о слоге.
пройденных букв.
2. Развивать фонематический слух – игра
«Где чей дом?» (Закрепить понятие
«твердый и мягкие согласные»)
3. Минутка чистописания - дорисуй узор по
образцу.
4. Упражнять в чтении слоговых таблиц.
5. Развивать умение работать с разрезной
азбукой, буквенным конструктором.
6. Работа по индивидуальным листам с
заданиями.
Звук и буква Б-П. 1. Уточнять артикуляцию звуков, дать
Слог.
характеристику звуков.
2. Развивать фонематическое восприятие
через нахождение слов со звуками Б – П.
3. Познакомить с образом букв Б, П.
4. Упражнять в чтении слоговой таблицы.
5.Развивать
фонематический
слух
и
восприятие.Звонкие и глухие звуки. - Игра
1
1
1
1
«Угадай, как меня зовут?»
6. Развивать графические навыки
прописывание печатных букв Б, П.
Декабрь
17
18
19
20
Ударение.
Закрепление
образов
пройденных букв.
–
1.Познакомить детей с ударением; учить
разбивать слова на слоги, выделять ударный
слог.
2.Развивать фонематический слух – игра
«Где чей дом?» (Закрепить понятие «звонкие
и глухие согласные»)
3. Минутка чистописания - дорисуй узор по
образцу.
4. Упражнять в чтении слоговых таблиц.
5. Развивать умение работать с разрезной
азбукой, буквенным конструктором.
6. Работа по индивидуальным листам с
заданиями.
Звук и буква В-Ф. 1. Уточнять артикуляцию звуков, дать
Мастер
ударных характеристику звуков.
2. Развивать фонематическое восприятие
слогов.
через нахождение слов со звуками В – Ф.
3. Познакомить с образом букв В, Ф.
4. Упражнять в чтении слоговой таблицы.
5. Игра «Телеграф»
6.
Развивать
графические
навыки,
профилактика дисграфии – дописывание
недостающих элементов печатных букв В,
Ф.
Звук и буква З-С. 1. Уточнять артикуляцию звуков, дать
характеристику звуков.
Чудесные
2. Развивать фонематическое восприятие
превращения
через нахождение слов со звуками С – З.
3. Познакомить с образом букв С, З.
4. Упражнять в чтении слоговой таблицы.
5. Игра «Собери слово»
6.
Развивать
графические
навыки,
профилактика дисграфии – дописывание
недостающих элементов печатных букв С, З.
Звук и буква Г-К
1. Уточнять артикуляцию звуков, дать
характеристику звуков.
2. Развивать фонематическое восприятие
через нахождение слов со звуками Г – К.
3. Познакомить с образом букв К, Г.
4. Упражнять в чтении слоговой таблицы.
5. Игра «Собери слово»
6.
Развивать
графические
навыки,
1
1
1
1
21
22
23
24
профилактика дисграфии – дописывание
недостающих элементов печатных букв К, Г.
Звук и буква Д - Т
1. Уточнять артикуляцию звуков, дать
характеристику звуков.
2. Развивать фонематическое восприятие
через нахождение слов со звуками Д – Т.
3. Познакомить с образом букв Д, Т.
4. Упражнять в чтении слоговой таблицы (по
цепочке).
5. Игра «Буква потерялась»
6.
Развивать
графические
навыки,
профилактика дисграфии – дописывание
недостающих элементов печатных букв Д, Т.
Повторение.
1. Повторить пройденный материал.
Объяснить когда пишется заглавная
Заглавная
буква. 2.
Маленькое слово – буква.
3. Чтение по слоговым таблицам; чтение
предлог.
слов
и
коротких
предложений
по
индивидуальным листам.
4. Игра «Подбери картинку к звуковой
схеме».
5. Работа по индивидуальным листам
«Найти закономерность и дорисовать узор
до конца строки».
6.
Составление
и
зарисовка
схем
предложений.
Январь
Гласные
согласные.
– 1. Развивать фонематическое восприятие –
игры «Звуковая дорожка», «Цепочка слов»
2. Упражнять в чтение слогов, коротких слов
по цепочке.
3.
Составление
и
зарисовка
схем
предложений (с предлогами В, НА, ЗА).
4. Рисование снежинки, снеговика двумя
руками одновременно.
5. Игра «Угадай на ощупь букву», «Вспомни
слово, где этот звук стоит в конце слова»
Звук и буква Ж-Ш. 1. Уточнять артикуляцию звуков, дать
характеристику звуков.
2. Развивать фонематическое восприятие
через нахождение слов со звуками Ж – Ш.
3. Познакомить с образом букв Ж, Ш.
4. Упражнять в чтении слоговой таблицы (по
цепочке).
5. Познакомить с правилом «ЖИ, ШИ пиши
с буквой И, а читай как с Ы»
1
1
1
1
25
Звуки «Л, Л'».
Буква Л.
26
Звук и буква Ч.
27
Звук и буква Щ.
28
Дифференциация
6. Игра «Подбери к слогу картинку»
7.
Развивать
графические
навыки,
профилактика дисграфии – дописывание
недостающих элементов печатных букв Ж,
Ш.
1. Уточнять артикуляцию звуков, дать
характеристику звуков.
2. Развивать фонематическое восприятие
через нахождение слов со звуками Л – Ль.
3. Познакомить с образом буквы Л.
4. Упражнять в чтении слоговой таблицы.
5. Игра «Слоговое домино».
6. Развивать графические навыки –
прописывание печатной буквы Л.
7. Упражнять в печатании слов под
диктовку.
1. Уточнять артикуляцию звука, дать
характеристику звука.
2. Развивать фонематическое восприятие
через нахождение слов со звуком Ч.
3. Познакомить с образом буквы Ч.
4. Упражнять в чтении простых слов,
коротких предложений.
5. Игра «В слове букву мы меняем и новое
слово получаем».
6. Развивать графические навыки –
прописывание печатной буквы Ч.
7. Упражнять в печатании слов под
диктовку.
Февраль
1. Уточнять артикуляцию звука, дать
характеристику звука.
2. Развивать фонематическое восприятие
через нахождение слов со звуком Щ.
3. Познакомить с образом буквы Щ.
Сравнить её с буквой Ш.
4. Упражнять в чтении простых слов,
коротких предложений.
5. Игра «В слове букву мы меняем и новое
слово получаем».
6.
Развивать
графические
навыки,
профилактика дисграфии – дописывание
недостающих элементов печатной буквы Щ
7. Упражнять в печатании слов под
диктовку.
1. Уточнять артикуляцию звуков, дать
1
1
1
1
звуков Ч-Щ-Сь-Ть
29
30
31
характеристику звуков.
2. Развивать фонематическое восприятие –
игра «Где чей дом».
3. Упражнять в чтении простых слов,
коротких предложений.
4. Игра «В слове букву мы меняем и новое
слово получаем».
5. Упражнять в печатании слов под
диктовку.
6. Игра «Я знаю 5 слов на звук…»
Звук «j». Буква Й
1. Уточнять артикуляцию звука, дать
характеристику звука.
2. Развивать фонематическое восприятие
через нахождение слов со звуком Й.
3. Познакомить с образом буквы Й.
Сравнить её с буквой И.
4. Упражнять в чтении простых слов,
коротких предложений.
5. Игра «В слове букву мы меняем и новое
слово получаем».
6.
Развивать
графические
навыки,
профилактика дисграфии – дописывание
недостающих элементов печатной буквы Й
7. Упражнять в печатании слов под
диктовку.
Йотированные
1. Сказка про букву Я, учить слышать при
гласные звуки – Я. произнесении сочетание звуков «йа».
2. Уточнять артикуляцию звука, дать
характеристику звука.
3. Развивать фонематическое восприятие
через нахождение слов с буквой Я.
3. Познакомить с образом буквы Я.
4. Упражнять в чтении слогов, простых слов.
5. Звуковой анализ слов: яма, Яша.
6.
Развивать
графические
навыки,
профилактика дисграфии – дописывание
недостающих элементов печатной буквы Я.
Звуки и буквы А – 1. Развивать фонематическое восприятие –
игра «Где чей дом».
Я.
2. Упражнять в чтении простых слов,
коротких предложений.
3. Звуко-слоговой анализ слов: поляна, Оля.
4. Упражнять в печатании слов под
диктовку.
5. Работа по индивидуальным листам
«Найти закономерность и дорисовать узор
до конца строки».
1
1
1
32
33
34
35
Йотированные
гласные звуки – Е.
1. Сказка про букву Е, учить слышать при
произнесении сочетание звуков «йэ».
2. Уточнять артикуляцию звука, дать
характеристику звука.
3. Развивать фонематическое восприятие
через нахождение слов с буквой Е.
3. Познакомить с образом буквы Е.
4. Упражнять в чтении слогов, простых слов.
5. Звуковой анализ слова: ель.
6.
Развивать
графические
навыки,
профилактика дисграфии – дописывание
недостающих элементов печатной буквы Е.
Звуки и буквы Э – 1. Развивать фонематическое восприятие –
игра «Где чей дом».
Е.
2. Упражнять в чтении простых слов,
коротких предложений.
3. Звуко-слоговой анализ слов: лес, поле.
4. Упражнять в печатании слов под
диктовку.
5. Работа по индивидуальным листам
«Найти закономерность и дорисовать узор
до конца строки».
Йотированные
1. Сказка про букву Ё, учить слышать при
гласные звуки – Ё. произнесении сочетание звуков «йо».
2. Уточнять артикуляцию звука, дать
характеристику звука.
3. Развивать фонематическое восприятие
через нахождение слов с буквой Ё.
3. Познакомить с образом буквы Ё, сравнить
с буквой Е.
4. Упражнять в чтении слогов, простых слов.
5. Звуковой анализ слов: ёжик.
6.
Развивать
графические
навыки,
профилактика дисграфии – дописывание
недостающих элементов печатной буквы Ё.
Март
1
Звуки и буквы О – 1. Развивать фонематическое восприятие –
игра «Где чей дом».
Ё.
2. Упражнять в чтении простых слов,
коротких предложений.
3. Звуко-слоговой анализ слов: лёд.
4. Упражнять в печатании слов под
диктовку.
5. Работа по индивидуальным листам
«Найти закономерность и дорисовать узор
до конца строки».
1
1
1
36
37
38
39
40
Йотированные
гласные звуки – Ю.
1. Сказка про букву Ю, учить слышать при
произнесении сочетание звуков «йу».
2. Уточнять артикуляцию звука, дать
характеристику звука.
3. Развивать фонематическое восприятие
через нахождение слов с буквой Ю.
3. Познакомить с образом буквы Ю.
4. Упражнять в чтении слогов, простых слов.
5. Звуковой анализ слов: юла.
6.
Развивать
графические
навыки,
профилактика дисграфии – дописывание
недостающих элементов печатной буквы Ю.
Звуки и буквы У – 1. Развивать фонематическое восприятие –
игра «Где чей дом».
Ю.
2. Упражнять в чтении простых слов,
коротких предложений.
3. Звуко-слоговой анализ слов: Люба.
4. Упражнять в печатании слов под
диктовку.
5. Работа по индивидуальным листам
«Найти закономерность и дорисовать узор
до конца строки».
Сложные буквы
1.
Упражнять
в
чтении
слов
с
йотированными буквами по цепочке.
2. Развивать умение работать с разрезной
азбукой, буквенным конструктором – игра
«Дострой букву»
3. Работа по индивидуальным листам с
заданиями.
4. Игра «Угадай на ощупь букву», «Вспомни
слово, где этот звук стоит в конце слова»
Закрепление
1. Упражнять в чтении простых слов по
образов
цепочке.
пройденных букв. 2. Развивать умение работать с разрезной
Сложные буквы.
азбукой, буквенным конструктором – игра
«Буква отзовись»
3. Работа по индивидуальным листам с
заданиями.
4. Игра «Угадай на ощупь букву», «Вспомни
слово, где этот звук стоит в середине слова»
Звуки «Р, Р'». Буква 1. Уточнять артикуляцию звуков, дать
Р.
характеристику звуков.
2. Развивать фонематическое восприятие
через нахождение слов со звуком Р.
3. Познакомить с образом буквы Р.
4. Упражнять в чтении простых слов,
коротких предложений.
1
1
1
1
1
41
Слово и
предложение.
Текст.
Звук и буква Ц.
42
Дифференциация
звуков С - З - Ц
43
Буква
Ь
показатель
мягкости.
44
Повторение
пройденного
материала.
45
Повторение
5. Игра «В слове букву мы меняем и новое
слово получаем».
6. Развивать графические навыки –
прописывание печатной буквы Р.
7. Упражнять в печатании слов под
диктовку.
1. Уточнять артикуляцию звука, дать
характеристику звука.
2. Развивать фонематическое восприятие
через нахождение слов со звуком Ц.
3. Познакомить с образом буквы Ц.
4. Упражнять в чтении простых слов,
коротких предложений.
5. Развивать графические навыки –
прописывание печатной буквы Ц.
7. Упражнять в печатании коротких
предложений (с предлогом) под диктовку.
Апрель
1. Уточнять артикуляцию звуков, дать
характеристику звуков.
2. Развивать фонематическое восприятие
через нахождение слов со звуками С-З-Ц.
3. Игра «Подбери картинку к схеме»
4. Упражнять в чтении простых слов,
коротких предложений.
5. Упражнять в печатании коротких
предложений (с предлогом) под диктовку.
– 1. Дать детям представление о том, что
мягкий знак не обозначает звука, а
показывает мягкость согласной.
2. Упражнять в нахождении его в словах и
тексте.
3. Учить читать слова с Ь.
4. Звуковой анализ слова: ночь.
5. Упражнять в печатании коротких слов.
1. Чтение короткого текста. Учить отвечать
на вопросы.
2. Звуко-слоговой анализ слов: Юля, олень.
3. Упражнять в печатании коротких слов (со
сложными буквами).
4. Работа по индивидуальным листам с
заданиями.
5. Игра «Назови одним словом».
6. Игра «Угадай на ощупь букву», «Вспомни
слово, где этот звук стоит в середине слова»
1. Чтение короткого текста. Учить отвечать
1
1
1
1
1
пройденного
материала.
на вопросы.
2. Звуко-слоговой анализ слов: Эля, перья.
3. Упражнять в печатании коротких слов (со
сложными буквами).
4. Работа по индивидуальным листам с
заданиями.
5. Игра «Скажи наоборот».
6. Игра «Угадай на ощупь букву», «Вспомни
слово, где этот звук стоит в середине слова»
46
Звуки «Х,
Буква Х.
Х'». 1.
47
Дифференциация
звуков Г - К - Х
48
Буква
Ъ
показатель
твёрдости.
49
Буква
Ъ
показатель
твёрдости.
Сложные слова.
Уточнять артикуляцию звуков, дать
характеристику звуков.
2. Развивать фонематическое восприятие через
нахождение слов со звуком Х.
3. Познакомить с образом буквы Х.
4. Упражнять в чтении простых слов, коротких
предложений.
5. Игра «В слове букву мы меняем и новое
слово получаем».
6.
Развивать
графические
навыки
–
прописывание печатной буквы Х.
7.
Упражнять
в
печатании
коротких
предложений (с предлогом) под диктовку.
1
1. Уточнять артикуляцию звуков, дать
характеристику звуков.
2. Развивать фонематическое восприятие
через нахождение слов со звукамиГ-К-Х.
3. Игра «Подбери картинку к схеме»
4. Упражнять в чтении простых слов,
коротких предложений.
5. Упражнять в печатании коротких
предложений (с предлогом) под диктовку.
– 1. Дать детям представление о том, что
твёрдый знак не обозначает звука,
упражнять в нахождении этой буквы в
словах и тексте.
2. Учить читать слова с твёрдым знаком.
3. Звуковой анализ слова: подъезд.
4. Упражнять в печатании коротких слов.
– 1. Учить читать слова с твёрдым знаком.
2. Звуковой анализ слова объявление.
3. Развивать
графические
навыки
–
прописывание печатных букв Ъ – Ь.
4. Игра «Собери слово»
5.
Игра «Угадай на ощупь букву»,
«Вспомни слово, где этот звук стоит в конце
слова»
Май
1
1
1
50
Повторение
пройденного
материала.
1. Чтение короткого текста. Учить отвечать
на вопросы.
2. Звуко-слоговой анализ слов: Коля, Лена.
3. Упражнять в печатании коротких слов (со
сложными буквами).
4. Работа по индивидуальным листам с
заданиями.
5. Игра «Назови слово».
6. Игра «Угадай на ощупь букву», «Вспомни
слово, где этот звук стоит в середине слова»
1
51
Модели слов.
1. Закреплять навыки звуко-слогового анализа
слов: выполни звуко-слоговой анализ имени
соседа по парте.
2. Игра «Придумай слово по схеме».
3.
Упражнять
в
печатании
коротких
предложений (с предлогами).
4. Работа по индивидуальным листам с
заданиями.
5. Игра «Угадай на ощупь букву», «Найди в
кабинете слово, где этот звук стоит в начале
слова»
1
52
«В мире звуков и
букв».
1. Чтение короткого текста. Учить отвечать
на вопросы.
2. Игра «Пол слова за вами».
3. Упражнять в печатании коротких
предложений (с предлогами).
4. Работа по индивидуальным листам с
заданиями.
5. Игра «Расшифруй письмо»
Пишем и читаем.
1. Чтение короткого текста. Учить отвечать
на вопросы.
2. Игра «Придумай слово к схеме».
3. Упражнять в печатании коротких
предложений (с предлогами).
4. Работа по индивидуальным листам с
заданиями.
5. Игра «Исправь ошибки»
Итоговое занятие Демонстрация детьми знаний, полученных
«Мой
веселый за период обучения в рамках развивающей
алфавит».
студии.
1
53
54
Итого
1
1
54 часа
МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА,
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ И НАВЫКОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
НАЧАЛО ГОДА.
ФОНЕТИКА
1. Дифференцирование гласных и согласных звуков
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»: он
произносит гласные и согласные звуки: (а, м, н', о, у, р, р'), а ребёнок «ловит»
(хлопает в ладоши) только на гласные звуки.
Критерии оценки:
- полный ответ 3 балла;
- анализ с ошибками 2 балла;
- ответ с помощью воспитателя 1 балл;
- отсутствие ответа 0 баллов.
2. Выделение гласного звука в начале слова.
Педагог предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой
начинается с одного из гласных звуков: (а, и, о, у).
Критерии оценки:
- полный ответ 3 балла;
- анализ с ошибками 2 балла;
- ответ с помощью воспитателя 1 балл;
- отсутствие ответа 0 баллов.
3. Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова.
ПРИМЕЧАНИЕ: предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными
звуками.
Педагог произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в
начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.
Критерии оценки:
- полный ответ 3 балла;
- анализ с ошибками 2 балла;
- ответ с помощью воспитателя 1 балл;
- отсутствие ответа 0 баллов.
4. Звуковой анализ слова.
Материал для анализа:
Кот
Дом
Волк
Тень
Лиса
Педагог моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Он зачитывает слова, а
ребёнок выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет
последовательность звуков; затем он дает полную характеристику звуков.
Критерии оценки:
- полный ответ 3 балла;
- анализ с ошибками 2 балла;
- ответ с помощью воспитателя 1 балл;
- отсутствие ответа 0 баллов.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.
Структура предложения.
Педагог просит из предложенных слов составить предложение.
- Из чего состоит предложение?
Критерии оценки:
- полный ответ 3 балла;
- анализ с ошибками 2 балла;
- ответ с помощью воспитателя 1 балл;
- отсутствие ответа 0 баллов.
НАВЫКИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
1. Называние образов букв
2. Слияние гласных с согласными
3. Чтение открытых слогов.
Критерии оценки:
- полный ответ 3 балла;
- чтение с ошибками 2 балла;
- ответ с помощью воспитателя 1 балл;
- отсутствие ответа 0 баллов.
24 – 16 баллов - высокий уровень
15 – 8 баллов - средний уровень
7 - 0 баллов – низкий уровень.
КОНЕЦ ГОДА.
ФОНЕТИКА
1. Дифференцирование звуков
Педагог просит назвать:
- гласные звуки в словах: сон, мышка, лужа;
- согласные твёрдые в словах: мяч, лук, рыба;
- согласные мягкие в словах: луч, репа, конь, гусь;
Критерии оценки:
- все звуки дифференцированы правильно – 3 балла;
- один или несколько звуков в группе дифференцированы неправильно – 2 балла;
- неправильно дифференцированы звуки двух групп – 1 балл;
- ошибочно названы звуки во всех группах – 0 баллов.
2. Звуковой анализ слов.
Материал для анализа:
- шар
- хвост
- мишка
Педагог предлагает преобразовать звуковую схему слова «мишка» в звуковую схему
слова «мышка».
Критерии оценки:
- полная правильная схема – 2 балла;
- схема с пропуском одного звука или другими ошибками – 1 балл;
- отсутствие преобразования – 0 баллов
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.
Материал: рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» (Читается без
названия).
Педагог читает рассказ 2 раза и предлагает детям:
А) озаглавить рассказ;
Б) пересказать текст;
В) составить схему предложения «Маленькие девочки пошли в лес»
Критерии оценки:
- полный пересказ – 3 балла;
- частичный пересказ (с пропусками, ошибками) – 2 балла;
- пересказ с помощью воспитателя – 1 балл;
- отсутствие пересказа – 0 баллов.
НАВЫКИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Называние образов букв
Слияние гласных с согласными
Чтение открытых слогов.
Чтение односложных слов.
Чтение предложений.
Чтение коротких текстов.
Критерии оценки:
- полный ответ 3 балла;
- чтение с ошибками 2 балла;
- ответ с помощью воспитателя 1 балл;
- отсутствие ответа 0 баллов.
26 - 18 баллов – высокий уровень
17 – 9 баллов – средний уровень
8 – 0 баллов – низкий уровень.
Обследование готовности руки дошкольников к письму
Методики определения готовности руки к овладению письмом у детей пяти-семи лет
Л.А. Венгера «Дорожки» и «Рисование простых узоров», предложенные С.Е.
Гавриной, Н.Л Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой в пособии «Развиваем
руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать».
Методика: «Дорожки»
Материал: рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца которых
стоят машины, у другого дом. Машина должна проехать по дорожкек дому. Ширина
дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, нодоступна ребенку. Тип
дорожки усложняется от первой к последней.
Проводится индивидуально или с группой человек (10 – 15).
Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Тыдолжен соединить
линией машину с домиком, не съезжая с дорожки».
Выходы за пределы «дорожки» могут учащаться с приближением к «домику»:
торопясь к цели, ребенок забывает о других условиях задачи.
Уровень выполнения высокий (3 балла), если выходы за пределы дорожки
отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз.
Средний уровень (2 балла) – выходы за пределы «дорожки» отсутствуют, но неровная,
дрожащая линия, многократное проведение по одному и томуже месту.
Уровень выполнения низкий (1 балл) – три и более выходов за пределы «дорожки»,
неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень
сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же
месту.
Методика «Рисование простых узоров»
Материал: лист линованной бумаги, мягкий карандаш.
Проводится индивидуально или с группой человек (10 – 15).
Инструкция: «Нарисуй простой узор».
Начальную часть узора рисует педагог, а ребенок продолжает. Если ребенок хорошо
справляется с заданием, значит, достаточно готов кработе, которая его ожидает при
обучению письму. Если же нарисованные им узоры не соответствуют образцу по
величине, стройности, ритму, элементам и т.д., это свидетельствует о том, что ребенок
плохо управляет движениями своей руки, пальцев, недостаточны у него также
коррекция глаза и руки, зрительный контроль.
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием
Средний уровень (2 балла) – справляется с заданием, но линии нечеткие.
Низкий уровень (1балл) – не справляется с заданием (узоры несоответствуют образцу
по величине, стройности, ритму, элементам).
Характеристика уровней готовности руки дошкольников к овладению письмом
Высокий
Выше среднего
Средний
Ребёнок самостоятельно справляется с заданием; линии
чёткие, ровные; выходы за пределы «дорожек»
отсутствуют.
Ребёнок справляется с заданием; выходы за пределы
«дорожек» отсутствуют; карандаш отрывается не
болеетрех раз, но линии местами неровные.
Ребёнок справляется с заданием; выходы за пределы
«дорожек» отсутствуют; линии не чёткие, неровные,
дрожащие.
Ниже среднего
Низкий
Отмечаются три и более выходов за пределы
«дорожек»; неровная, дрожащая линия, очень слабая,
почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом,
рвущим бумагу, многократное проведение по одному и
тому же месту.
Ребёнок не справляется с заданием (узоры не
соответствуют образцу по величине, стройности, ритму,
элементам).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Баева Н.А., Калмыкова Н.В. Предшкольное обучение грамоте в ДОУ,
«АРКТИ», М., 2007г.
2. Баева Н.А., Калмыкова Н.В. Методики выявления уровня знаний звуко-слоговой
структуры слова, грамматического строя и культуры речи, «АРКТИ», М., 2007г.
3. Бортникова Е.Ф. Мои печатные прописи, 2015г.
4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать, «Знание», М., 1994г.
5. Гризик Т.И., Климанова Л.Ф. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте,
«Просвещение», М., 2006г.
6. Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Секреты добукварного периода. 5-7 лет.
ФГОС.Детство-Пресс, 2018г.
7. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная
программа. ФГОС.Детство-Пресс, 2018г.
8. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и
синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет). ФГОС. ДетствоПресс, 2018г.
9. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа
и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. ФГОС.Детство-Пресс,
2018г.
Приложение
Краткое описание игр, используемых в процессе обучения дошкольников
Игра 1. «Полслова за вами»
Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать
фонематический слух.
Содержание: Педагог произносит начало слова (название предмета), обучающиеся
заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно
использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.
Игра 2. «Опиши предмет»
Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование
умения угадывать предмет по его признакам
Содержание: Педагог или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают
наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.
Игра 3. «Я знаю»
Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие
наблюдательности и внимания.
Содержание: Педагог (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст,
ритмично ударяя мячом о пол:
- Я знаю пять имен мальчиков:
Саша - раз,
Дима - два,
Игорь - три,
Денис - четыре,
Володя - пять.
Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов.
Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.).
Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима)
Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.
Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося
никаких звуков. Остальные пытаются догадаться, что изображается.
Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.
Игра 5. «Расшифруй письмо»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске
необходимой буквы или слога.
Содержание: Педагог зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и,
используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово,
находя значки с обозначаемыми ими буквами.
Игра 6. «Кто лучше»
Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова,
используя значки, предложенные учителем-логопедом. Разгадываем слова вместе,
выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.
Игра 7.«Кто наблюдательнее»
Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и
наблюдательности.
Содержание: Педагог предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную
воспитателем букву.
Игра 8. «Сочини сказку о предмете».
Цель: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса.
Содержание: Педагог или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе
сказку о приключениях данного предмета.
Игра 9. «День - ночь»
Цель: Развитие речи обучающихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого
понятия.
Содержание: Педагог называет слово, дети - противоположное ему по значению:
«День - ночь, сладкий - кислый» и др.
Игра 10. «Подружи букву»
Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги слияния)
Игра 11. «Идем в гости»
Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей»,
используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».
Игра 12. «Составь слово»
Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и
красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать
в один пучок или букет.
Игра 13. «Разложи по-порядку»
Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно.
Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше
или позже, т.е. разложить по-порядку.
Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши»
Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги,
стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.
Игра 15. «Молоточки»
Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах,
произносимых воспитателем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра
помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.
Игра 16. « Буква заблудилась»
Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.
Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию
фонематического слуха.
Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони»
Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после,
потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные
фразы, которые предложил воспитатель.
Игра 18. «Когда это бывает»
Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе,
указанным воспитателем. В ходе игры повторяются временные категории.
Возможно использование иллюстраций.
Игра 19. «Колокольчики»
Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых
воспитателем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий
согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха
детей.
Игра 20. «Исправь ошибки»
Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны
сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.
Игра 21. «Слова»
Педагог задает вопросы: что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова,
отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый
отвечающим детям.