ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ АПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности
«ТЕХНО-игрушка» для детей 4-6 лет разработана в соответствии с Федеральным
Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам», Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 года
№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей».
Цель программы:
Развитие у детей дошкольного возраста способностей к техническому
творчеству посредством конструирования.
Задачи программы:
Обучающие:
-содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии,
понятии части и целого;
-способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике
чтения элементарных схем.
Развивающие:
-создать условия для развития внимания, памяти, образного и
пространственного мышления;
-способствовать развитию творческой активности ребёнка;
-способствовать расширению кругозора и развитию представлений об
окружающем мире.
Воспитательные:
-содействовать формированию умения составлять план действий и применять
его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку
проделанной работы;
-содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности
(терпение, воля, самоконтроль);
-развивать индивидуальные способности каждого ребенка;
-создать условия для развития навыков межличностного общения и
коллективного творчества.
Актуальность программы:
Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность.
Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы
провоцировали детское действие. Для этого детям предлагаются разные виды
конструктора, которые побуждают к умственной активности и развивают
моторику рук, позволяют стимулировать интерес и любознательность,
развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать
проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать
решения и реализовывать их.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и
интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для
совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных
качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и
размеров объекта, пространства. Дети начинают решать конструктивные задачи
«на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в
различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное
расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта
воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и
монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание
уделяется
развитию
логического
и
пространственного
мышления.
Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, создают
сюжетные композиции для совместных игр, формируют умения сотрудничать с
партнером, работать в коллективе.
Новизна данной программы состоит в развитии успешности у ребенка.
Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет
двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые,
более сложные задачи. Конструкторы помогает ребенку воплощать в жизнь
свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит
конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.
Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые
ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в
различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной
инструкции и т. п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи
информации.
Постепенное
возрастание
трудности
задач
в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться
самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности. Игры
с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет
детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры
с конструктором.
Педагогическая целесообразность программы состоит в развитии
творческих способностей детей в ходе игровой конструкторской деятельности.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, механизм
реализации материалов по конструированию состоит из двух основных этапов:
предварительного
или
ориентировочного,
и
исполнительного.
На первом этапе ребёнок анализирует поделку, которую ему предстоит
сконструировать,
выявляет
условия
достижения
цели,
планирует
последовательность работы над ней, подбирает необходимые детали, и
определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет
достигнута.
На втором этапе ребёнок приступает к непосредственному созданию продукта.
При этом он учится подчинять своё поведение поставленной перед ним задаче.
Конечным результатом работы должна быть не только созданная поделка, но и
формирование у ребёнка определённого уровня умственных действий,
конкретных практических навыков и приёмов работы, умений как
неотъемлемой стороны трудовой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первое полугодие:
• Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от
образцов, рисунков, фотографий
• Продолжать знакомить с новыми деталями
• Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и
их частей, их пространственном расположении, относительной величине,
различии и сходстве
• Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение
работать сосредоточенно
• Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи
• Учить обдумывать замысел будущей постройки, представлять её
общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся
строительным материалом
Второе полугодие:
• Учить работать с мелкими деталями
• Создавать более сложные постройки
• Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки
• Учить рассказывать о постройке других воспитанников
• Учить помогать товарищам в трудную минуту
• Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с
заданными условиями
• Направлять детское воображение на создание новых
оригинальных конструкций
• Развивать творческую активность, навыки межличностного общения и
коллективного творчества, способности к анализу и планированию
деятельности, интерес к конструированию.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебный период с октября по май. Образовательная деятельность
проводится во второй половине дня, 1 раз в неделю, 32 учебных недели в
год. Продолжительность работы с детьми не превышает 30 минут.
Предельная наполняемость группы не более 12 человек.
№
Тема
Задачи
зан
яти
я
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Сюжетная
композиция «В
гости к другу»
lego
Сюжетная
композиция
«Шалаш на
дереве»
lego
Везем урожай
«Тележка для
овощей»
CLICS
Сюжетная
композиция
«Детская игровая
площадка»
lego
«Лес и его
обитатели»
lego
Наш друг –
светофор
lego
Автомобили
CLICS
Октябрь Играем вместе
Учить создавать постройку по образцу, применяя
способы сцепления деталей (кирпичик большой,
поменьше, маленький, горка, мостик, лапка, клювик
и т.д.), закрепить знание цвета и формы. с.16
Содействовать формированию знаний о счёте,
форме, пропорции, симметрии, понятии части и
целого, учить объединять предметы в общую
игровую композицию.
с.9
Учить скреплять детали конструктора CLICS,
способствовать расширению кругозора.
Учить обдумывать содержание будущей постройки;
называть ее тему, давать общее описание, развивать
творческую инициативу, создать условия для
развития навыков межличностного общения и
коллективного творчества
Содействовать формированию знаний о счёте,
форме, пропорции, симметрии, понятии части и
целого, учить объединять предметы в общую
игровую композицию.
Ноябрь Транспорт и ПДД
Учить точно соединять детали. Способствовать
развитию творческой активности детей, развивать
индивидуальные способности каждого ребенка.
Содействовать формированию умения составлять
план действий и применять его для решения
практических задач, осуществлять анализ и оценку
проделанной работы
Содействовать формированию знаний о счёте,
форме, пропорции, симметрии, понятии части и
целого, учить объединять предметы в общую
игровую композицию.
Сюжетная
композиция
«Самолет и
аэропорт»
lego
Железнодорожны Создать условия для развития внимания, памяти и
й переезд
lego
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
пространственного мышления, учить располагать
детали конструктора по образцу. Развивать
творческое воображение, навыки конструирования.
Декабрь Готовимся к празднику
Развивать способность выделять в различных
предметах их функциональные части. Учить
анализировать образец.
с.10
Сюжетная
композиция
«Кафе»
lego
Дома на нашей
улице
CLICS
Моя квартира
lego
Закреплять навыки конструирования, учить
действовать по схеме и образцу.
Продолжать учить сооружать конструкцию по
графической модели, соотносить ее элементы с
частями предмета, развивать умение работать
коллективно.
Праздничная елка Закрепить полученные навыки, учить обдумывать
бумага
содержание будущей постройки; называть ее тему,
давать общее описание, развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Январь Идем в зоопарк
Слон.
Учить строить слона. Закреплять умение читать
lego
схему, знакомить воспитанников с обитателями
зоопарка.
Обезьяна и
Учить строить обезьяну; продолжать знакомить с
крокодил. lego
обитателями зоопарка.
Жирафы
Учить конструировать жирафа, объединять
CLICS
постройки общим сюжетом.
Февраль Механизмы
Удивительные
Учить сооружать конструкцию по графической
шестеренки
модели, соотносить ее элементы с частями
KORBO
предмета, развивать умение работать в парах.
Познакомить с новым конструктором.
Робот
Учить строить робота из lego по образцу,
lego
соотносить ее элементы с частями предмета.
Друзья- роботы
Продолжать учить строить робота из другого
CLICS
конструктора, сочетать в постройке детали.
Подъемный кран Учить обдумывать содержание будущей постройки;
KORBO
называть ее тему, давать общее описание, развивать
творческую инициативу и самостоятельность,
умение работать коллективно.
Март Люди вокруг нас
21
22
23
24
25
26
27
28
29
«Цветы для мамы
и бабушки»
бумага
Продолжать знакомить с приемами соединения
деталей друг с другом, развивать фантазию,
воображение, воспитывать желание радовать
близких.
Разные
Учить конструировать фигуру человека в
профессии.
характерном для профессии костюме, выделяя
Доктор.
функциональные части; подбирать детали по цвету и
величине, развивать интерес и творчество.
Разные
Учить конструировать фигуру человека в
профессии.
характерном для профессии костюме, выделяя
Строитель.
функциональные части; подбирать детали по цвету и
величине, развивать интерес и творчество.
Разные
Закрепить полученные навыки, учить обдумывать
профессии.
содержание будущей постройки; называть ее тему,
Пожарный.
давать общее описание, развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Апрель Путешествуем по миру
Вертолетная
Учить способам конструирования вертолета,
площадка
закреплять имеющиеся навыки конструирования,
учить сочетать в постройке детали по форме и по
цвету, устанавливать пространственные
расположения построек.
Космонавт и
Продолжать знакомить с космосом. Учить строить
ракета
космонавтов и ракету, сочетать в постройке детали
lego
по форме и по цвету, устанавливать
пространственные расположения построек.
Ракета на старт
Продолжать учить сооружать ракету из другого
CLICS
конструктора по графической модели, соотносить ее
элементы с частями предмета, развивать умение
работать в парах.
Корабли - в
Дать обобщенное представление о кораблях,
плаванье!
Закрепить полученные навыки склеивания, учить
Картон
обдумывать содержание будущей постройки; давать
общее описание, развивать творческую инициативу
и самостоятельность.
Корабли в порту
Учить различным способам конструирования,
CLICS
закреплять имеющиеся навыки. Формировать
умение преобразовывать конструкцию в
соответствии с заданными условиями, содействовать
формированию умения составлять план действий.
Май Спасатели спешат на помощь
30
Скорая помощь
31
Пожарная и
полицейская
машина
Итоговое
32
Развивать способность выделять в различных
предметах их функциональные части. Учить
анализировать образец.
Рассказать о профессии пожарного, учить строить
машину, выделяя функциональные части; развивать
интерес и творчество.
Выполнение проектов по замыслу
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Дети научатся:
- скреплять детали конструкторов;
-осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду
и цвету);
- конструировать по условиям, заданным взрослым;
- конструировать по образцу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные
замыслы;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую
практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной
практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в
конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность,
внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие
способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес,
исследовательская активность;
- умение самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие
условия:
Конструктор LEGO DUPLO
Конструктор CLICS
Конструктор KORBO
Картон, бумага, клей
- Для обыгрывания конструкций необходимые игрушки (животные,
машинки и др.).
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации, карточки; фотографии; схемы; образцы.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим
моделированием используются разнообразные формы и методы проведения
занятий.
- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
- работа по образцу,
- обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом
последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;
- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и
осуществления собственных незабываемых открытий;
- игра, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные
формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи.
- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
• организация выставки лучших работ,
• представление собственных моделей,
• работа над проектами.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе
которой развивается ребенок используются формы организации обучения,
рекомендованные исследователями З. Е. Лиштван, В. Г. Нечаевой, Л.
А. Парамоновой:
1. Конструирование по образцу : заключается в том, что детям
предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного
материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная
форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний,
способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно
напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в
основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап,
где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной
поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели : детям в качестве образца предлагается
модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту
модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного
материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают
способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно
эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по
модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям : не давая детям образца постройки
рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым
постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают
практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае
выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов
их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется
умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую
деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации
обучения в наибольшей степени способствует развитию
творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам:
моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей
строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные
особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних
форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей
формируется мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу : обладает большими возможностями для
развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности – они сами
решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения
детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески
использовать знания и умения, полученные раннее.
6. Конструирование по теме: детям предлагают общую
тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек,
выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно
распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему
характеру конструированию по замыслу - с той лишь разницей, что замыслы
детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная
цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и
умений.
Список использованной литературы
1. Комарова Л. Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора Lego). -М. ; Линка
Прес,2001г.
2. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие / сост. В.Н.
Мамрова – Челябинск, 2014.
3. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в
детском саду» М. ; Академия,2002г. -192с.
4. Фешина Е. В. ЛЕГО-конструирование в детском саду. - М. : ТЦ Сфера,
2012. -114с
5. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей
дошкольного возраста средствами лего-конструирования и компьютерноигровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011
Оценка динамики развития, мониторинг результатов.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Итог
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
1. различает и называет детали конструктора;
2. скрепляет детали конструктора;
3. осуществляет подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду
и цвету);
4. конструирует по условиям заданным взрослым;
5. конструирует по образцу
6. конструирует заданной схеме;
7. самостоятельно и творчески выполняет задания,
8. реализует собственные замыслы;
9. с помощью педагога планирует предстоящую практическую работу.