Программа Маленькие логики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа направлена на развитие логико –
математического мышления, творческих и интеллектуальных способностей
«Маленькие логики» для детей 4-5 лет разработана в соответствии с Федеральным
Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа
2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам», Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 года №
06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей».
Адресат программы: программа «Маленькие логики» предназначена для детей
дошкольного возраста от 4 до 5 лет
Объем и срок освоения программы: Срок реализации программы кружка – 8
месяцев в объеме 33 часа. Дополнительная общеобразовательная программа
реализуется в течение учебного года, с 1 октября по 31 мая (аудиторные занятия).
Особенности организации образовательного процесса: Набор детей в объединение
– свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые,
фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10 – 12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: Регулярность
занятий: по 1 академическому часу 1 раз в неделю. Аудиторная нагрузка составляет 33
академ. часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах –1 час,
который приравнивается к 20 минутам занятия. В ходе занятия предусмотрен перерыв
на разминку, физ.минутку или малоподвижную игру. Недельная нагрузка на одну
группу: 1 академический час.
Цель программы: развитие познавательных и творческих способностей детей
дошкольного возраста посредством развивающих познавательных игр с
использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, Математического планшета.
Задачи:
1. Развивать умение детей сравнивать предметы, находить в них сходство и различие,
систематизировать и группировать их по разным основаниям (цвету, форме, величине,
толщине), выстраивать 5 – 7 предметов в ряды в возрастающем или убывающем
порядке с небольшой разницей в размере; формировать обобщенный способ
обследования предметов.
2. Развивать умение различать пространственные характеристики объектов –
протяженности (высоты, ширины); месторасположения частей и деталей (сверху,
снизу, над, под и др.); умение анализировать объекты в следующей
последовательности: объект в целом – части и их расположение – детали – вновь
объект в целом, что создает целостно-расчлененное представление об объектах.
3. Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения,
мелкую моторику, речь.
4. Совершенствовать умение следовать устным инструкциям, умение работать со
схемой.
5. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело
до конца.
6. Воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Актуальность программы «Маленькие логики».
Программа «Маленькие логики» направлена стимулировать и развивать логическое
мышление. Именно в дошкольном возрасте важно развивать умение анализировать,
сравнивать, обобщать, устанавливать и обосновывать причинно-следственные связи.
Необходимо заранее позаботиться о том, чтобы у дошкольника сложилась потребность
получать новые знания, овладевать умением мыслить. Одним из средств
познавательного развития детей являются развивающие игры с использованием блоков
Дьенеша, палочек Кюизенера, Математического планшета. Значимость развивающих
игр для развития дошкольников, многообразие и возрастная адекватность позволяет
использовать их для решения указанной проблемы – развития словесно-логического
мышления дошкольников.
Содержание программы.
Программа тесно связана с разделом «Познавательного развития» «Развитие
элементарных математических представлений» и позволяет углубить представления
детей о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, закрепить умения
и навыки в счете, вычислениях, измерениях, математической терминологии.
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни
предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего
замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача - найти путь решения реализуется средствами игры и в игровых действиях. Важно научить детей не только
считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность
видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение
«конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Новизна данной программы состоит в использовании развивающего обучения,
построение работы в соответствии конкретным педагогическим замыслом, интеграция
разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной
деятельности ребёнка. Данная программа предусматривает использование
развивающих игр доступных для детей среднего дошкольного возраста: цветные
палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша и Математический планшет. Эти
развивающие игры позволяют детям овладеть предметными действиями,
способствуют развитию воображения, творческих способностей, способностей к
моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление,
формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, координацию
движений, речь ребенка. В речи дети начинают использовать более сложные
грамматические структуры предложений на основе сравнения, отрицания и
группировки однородных предметов. Развивающие игры способствуют развитию
внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в
достижении цели. Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера, с блоками
Дьенеша и Математическим планшетом, у детей развиваются психические процессы,
мыслительные операции.
Педагогическая целесообразность программы.
Дополнительная общеразвивающая программа представляет систему творческих
заданий с использованием современных развивающих игр: блоков Дьенеша, цветных
палочек Кюизенера, Математического планшета, лабиринтов, головоломок и т.д.,
направленных на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий,

задач, упражнений позволит активизировать познавательную деятельность
воспитанников.
Программа основывается на принципах:
 соответствует принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
 обеспечивает систематичность работы по формированию положительного
отношения к познавательным играм;
 в Программе прослеживается взаимосвязь с деятельностью детей по
ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, свободной
игровой деятельностью, сотрудничеством взрослых и детей, воспитателей и
родителей; реализуется деятельностный подход в образовании;
 строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой
и возможностями образовательных областей;
 предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим
видом их деятельности является игра;
 соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя
решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума»
материала);
 строится с учетом преемственности в обучении со ступенями дошкольного
образования, а также с начальным уровнем общего образования.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Количество НОД в
неделю
1

Количество НОД в
месяц
4

Количество НОД
в год
33

Время
проведения
20м.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
 Сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и
группировать их по цвету, форме, величине, толщине.
 Выстраивать ряды (лесенки) из палочек, находить недостающую палочку.
 Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на более
сложные изображения в натуральную величину.
 Выкладывать узоры из блоков по уменьшенным изображениям.
 «Оживлять» изображение, составляя рассказы, придумывая небылицы.
 Выкладывать изображения по памяти.
 Уметь работать со схемами.
 «Расшифровывать» изображение, находить нужную фигуру по обозначению ее
свойств.
Формы работы с детьми:
1. Фронтальная форма организации обучения - работа со всей группой, четкое
расписание, единое содержание.
2. Групповая форма организации обучения - работа с подгруппой, основания для
комплектации: личная симпатия, общность интересов.
3. Индивидуальная форма организации обучения - индивидуальная работа, которая
ограничивает сотрудничество с другими детьми.
Формы работы с родителями:
1.Консультирование – повышение педагогической компетентности родителей в
вопросах освоения детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек
Кюизенера.
2.Родительские собрания – практикумы – расширение взаимодействия семьи и ДОО в
развитии логического мышления детей.
3.Открытый показ НОД - ознакомление родителей с реализацией программы по
освоения детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Перспективное планирование
№

Тема

1

«Магазин
игрушек»

2

«Числа 1 и 2»

3

«Домики для
Пчёл»

4

«Число 3»

Задачи
Содержание ОД
Октябрь
Осваивать
использование Игры и упражнения с
условных
обозначений блоками Дьенеша
отдельных свойств (цвет, форма, Занятие 1 «Магазин
величина),
при
анализе игрушек»
различных предметов
Игра «В Царстве Блоков»
Различать умение выявлять в
предмета, абстрагировать и
называть форму, цвет, размер
(одно свойство)
Учить
детей
сравнивать Игры
с
палочками
предметы по длине; находить Кюизенера:
сходство между предметами; Игра «Числа 1 и 2»
классифицировать предметы по Игра «Строим дома»
длине и цвету, обозначать Игра «Найди свой домик»
результаты сравнения словами
(длиннее
– короче, равные по длине).
Развивать умения сравнивать
предметы по длине и обозначать
словами
результат
сравнения.
Познакомить с образованием
числа 2, цифрами 1 и 2.
Формировать
пространственныеИгры и упражнения с
отношения «слева», «справа»,блоками Дьенеша
«над», «под», «выше», «ниже».
Занятие «Домики для Пчёл»
Развивать устойчивую связь междуИгра «Знакомство со
образом свойства и словами,знаками – символами»
которые его обозначают, умение
выявлять
и
абстрагировать
свойства.
Учить
детей
сравнивать Игры и упражнения с
предметы по длине; находить палочками
Дж.
сходство между предметами; Кюизенера.
классифицировать предметы по Игра
«Число 3»
длине и цвету, обозначать Игра «Сушим полотенца»
результаты сравнения словами Игра «По порядку стройся»
(длиннее
– короче, равные по длине).
Развивать умения
сравнивать
предметы по длине и обозначать
словами результат сравнения.
Познакомить с образованием числа

3, цифрами 1 до3.
5

«Паровозик»

6

«Число 4»

7

8

9

Ноябрь
Развивать
умение
кодироватьИгры
с
блоками
информацию
о
свойствахДьенеша
предмета,
уметь
сравниватьЗанятие 3 «Паровозик»
предметы по заданным свойствам Игра «Опиши фигуру»

Учить детей моделировать
Игры
с
палочками
предмет из
Кюизенера:
четырех
палочек одной
Игра «Число 4»
длины, сравнивать предметы по
Игра « Разноцветные
высоте. Упражнять в счете; в
флажки»
различении количественного и
Игра «Найди пару»
порядкового счета, умении
отвечать на вопросы: «Сколько?
Который по счету?». Познакомить
детей с образованием числа 4 и
соответствующей цифрой; учить
называть по порядку
числительные от 1
до 4; упражнять в ориентировке в
пространстве.
«У Мишки День Развивать умение
выявлять,Игры
с
блоками
рождения »
абстрагировать
и
называтьДьенеша
свойства предметов
Занятие 4 «У Мишки День
рождения»
Игра «Найди фигуру на
ощуп»
«Число 5»
Познакомить детей с образованием Игры
с
палочками
числа 5 и соответствующей
Кюизенера:
цифрой; учитьназывать по
Игра «Число 5»
порядку числительные от 1
Игра «Рамка для картины»
до 5; упражнять в ориентировке вИгра «Угадай какое число?»
пространстве.

«Колобок »

Декабрь
Развивать умение строго следовать Игры
с
блоками
правилам при выполнении цепочкиДьенеша
действий.
Занятие 5 «Колобок»
Развивать умение декодировать
Игра «Что лишнее?»
информацию о свойствах
предметов (одно свойство –
форма)

10 «Телевизор»

Учить детей измерять предмет с
помощью условной мерки;
моделировать
предметы в ограниченном
пространстве; ориентироваться в
пространстве.

11 «Зайчик»

Развивать умение
выявлять,Игры
с
блоками
абстрагировать
и
называтьДьенеша
свойства (цвет, размер, толщину)Занятие 6 «Зайчик».
предметов
Игра «Чудесный мешочек»

12 «Шагаем по
числовой
лесенке»

Игры
с
палочками
Кюизенера:
Игра «Телевизор»
Игра «Раз, два, три – розовая
палочка беги!»

Учить соотносить цвет и число,
Игры
с
палочками
число и цвет, составлять число до Кюизенера:
5 разными способами
Игра «Шагаем по числовой
лесенке»
Игра «Дюймовочка» (рисуем
палочками)
Январь
14 «Бим и Бом»
Развивать
умение
сравниватьИгры с блоками Дьенеша
предметы
по
самостоятельноЗанятие 7 «Бим и Бом»
выделенным свойствам
Игра «Цепочка»
Развивать
умение
следовать
определенным
правилам
при
решении
практических
задач,
самостоятельно
составлять
алгоритм простейших действий
(линейный)
15 «Жильцы дома» Развитие логического мышления. Игры
с
палочками
Кюизенера:
Игра «Жильцы дома»
Игра «Мальвина» (рисование
палочками)
16 «Красная
Развивать
познавательнуюИгры с блоками Дьенеша
Шапочка »
активность
дошкольников,Занятие 8 «Красная
развивать интерес к поисковойШапочка»
деятельности,
стимулироватьИгра «Второй ряд»
мышление. Обобщить имеющиеся
представления
детей
об
окружающем мире, расширить
границы этих представлений

Февраль
17 «Знакомство с Знакомить детей с понятием Игры с Математическим
Математическим вертикальные
линии.
Учить планшетом:
планшетом »
натягивать резинки сверху вниз. Игра «Заборчик»
Закреплять умение сравнивать Игра «Большой –
предметы по высоте.
маленький»
Развивать логическое мышление.
18 «Найди
Упражнять детей в подборе Игры
с
палочками
колпачок для
палочки (полоски) нужного цвета Кюизенера:
гномиков »
и числового значения согласно Игра «Найди колпачок для
словесному указанию взрослого; гномиков»
подвести к пониманию, что у Игра « Найди ступеньки»
каждого числа есть свой цвет;
формировать
навыки
самоконтроля.
19 «Цирк»

20 «Дорожка»

Развивать у детей логическоеИгры с блоками Дьенеша
мышление,
зрительное
иЗанятие 9 «Цирк»
пространственное
воображение,Игра «Раздели фигуры»
внимание.
Осваивать
идею
видоизменения, трансформации
Знакомить детей с понятием Игры с Математическим
горизонтальные линии. Учить планшетом:
детей натягивать резинки слева Игра «Дорожка»
направо.
развивать мелкую Игра «Продолжи узор»
моторику
рук,
фантазию,
воображение.

Март
21 «Найди свой
Закрепить
умение соотносить Игры
с
палочками
домик»
цветную палочку с цифрой; Кюизенера:
развивать память.
Игра «Найди свой домик»
Подвести к пониманию того, что Игра «Лесенка сломалась»
каждое число натурального ряда
должно быть больше предыдущего
на 1; развивать глазомер, память.
22 «Соревнования » Развивать
умение
обозначатьИгры с блоками Дьенеша
словами отсутствие у предметаЗанятие 10
какого – либо конкретного свойства«Соревнования».
(форма - не квадратный, неИгра «Опиши фигуру»
круглый, не треугольный, не
прямоугольный)
23 «Рисуем
Развивать
наблюдательность, Игры с Математическим
резинками »
сообразительность,
воображение. планшетом:
Развивать мелкую моторику рук.
Игра «Рисуем резинками»
Игра «Загадки – отгадки»

24 «Составь
палочку»

Закреплять
умение составлятьИгры
с
палочками
число из двух меньших чисел вКюизенера:
пределах
пяти;
развиватьИгра «Составь палочку»
количественные
представления;Игра « Назови число —
подводить к действиям сложения инайди палочку»
вычитания.
Упражнять
в
нахождении
соответствия между числом и
палочкой.

Апрель
25 «Золушка»
Развивать
умение
обозначать Игра с блоками Дьенеша:
словами отсутствие у предметаЗанятие 11 «Золушка»
какого – либо конкретногоИгра «Третий лишний»
свойства (толщина – не толстый,
не тонкий)
26 «Ориентировка в Развивать
пространственное Игры с Математическим
пространстве» мышление, внимание, память.
планшетом:
Развивать
пространственную Игра «Ориентировка в
ориентировку
(способствовать пространстве»
умению определять право, лево, Игра
«Лабиринты
и
середину поля или середину одной дорожки»
из сторон).
27 « Лесенка
Развивать
представление о Игры
с
палочками
широкая и узкая» ширине (широкая, узкая); учить Кюизенера:
сравнивать два предмета по Игра «Лесенка широкая и
ширине; развивать глазомер.
узкая»
Продолжать
развивать Игра « Чудесный мешочек»
представления о длине; учить
подбирать палочки одинаковой и
разной длины на ощупь, закрепляя
метод наложения.
28 «Карнавал»
Развивать умение обозначать
Игра с блоками Дьенеша:
словами отсутствие у предмета
Занятие 12 «Карнавал»
какого – либо конкретного
свойства (цвет – не красный. не
синий, не желтый)
Май
29 «По
Развивать
страницам
внимание,
любимых сказок»моторику.

наблюдательность,Игры с Математическим
память,
мелкуюпланшетом:
Игра «Нарисуй сказку»

30 «Дорисуй
симметрично»

Развивать зрительно моторную Игры и упражнения с
координацию, пространственное палочками
Дж.
восприятие окружающего мира. Кюизенера
и
блоками
Дьенеша.

31 «Весёлый счет» Упражнять детей в сравненииИгры и упражнения с
предметов по длине, называтьпалочками Дж.Кюизенера и
словами результат сравнения,блоками Дьенеша.
упражнять в счете в пределах
заданного числа. Развивать его
воображение.
32 «Рисуем
Развивать зрительно моторную Игры и упражнения с
блоками и
координацию, пространственное палочками Дж.Кюизенера и
палочками »
восприятие окружающего мира. блоками Дьенеша.
Тема «Весна»
33 Итоговое занятие Развивать зрительно моторную Игры и упражнения с
координацию, пространственное палочками Дж.Кюизенера и
восприятие окружающего мира. блоками Дьенеша.

Список литературы
1. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А.
Михайлова. - М.: Просвещение, 1990. - 94 с.;
2. Михайлова, З.А. «Предматематические игры для детей дошкольного
возраста» [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - Изд.: Детство-Пресс,
2011 г. - 80 с.: ил.;
3. Математика от трех до шести. Учебно – методическое пособие для воспитателей
детских садов / Сост. З.А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб.: Издательство
«Акцидент»., 1995.
4. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.
5. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб
«Детство – Пресс», 2000.
6. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.
7. Финкельштейн, Б.Б. Игры с цветными счетными палочками Кюизенера «На
золотом крыльце…» [Текст] / Б.Б. Финкельштейн. - СПб.: ООО «Корвет»,
2013. - 46 с.: ил.;
8. Финкельштейн, Б.Б. «Страна блоков и палочек» [Текст] / Б.Б. Финкельштейн.
- СПб.: ООО «Корвет», 2013. - 24 с.: ил.;
9. Финкельштейн, Б.Б. Лепим нелепицы. Альбом для занятий с блоками
Дьенеша [Текст] / Б.Б. Финкельштейн. - СПб.: ООО «Корвет», 2013. - 8 с.: ил.

Приложение 1
Карта индивидуального развития ребёнка 4-5 лет
(Развивающие игры с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенер, Математического
планшета)
Фамилия, имя
Показатели развития

Достижения
ребёнка
Блок 1. Формирование уровня готовности детей младшего дошкольного возраста к
обучению в школе
Умеет внимательно слушать. Понимает и выполняет инструкции
взрослого
Принимает игровую задачу. Проявляет интерес к деятельности
Умеет анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать
Умеет задавать вопросы и отвечать на них. Использует речь в процессе
игры
Умеет эмоционально положительно относиться к взаимодействию со
сверстниками работая в паре, группе
Способен обдумывать и планировать свои действия. Контролирует
результат
Готов прикладывать волевые усилия. Может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности
Блок 2. Формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве
При обследовании предметов выделяет и называет цвет, форму, величину
Различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота).
Обозначает словами результат сравнения (выше – ниже, шире – уже,больше –
меньше)
Строит разнообразные постройки, используя объёмные и плоскостные
палочки, блоки
Конструирует
по образцу. Преобразует конструкции по заданию
взрослого
Определяет положение предметов в пространстве относительно себя
(вверху - внизу, сзади - спереди и др.)
Ориентируется на плоскости. Умеет работать с условной меркой.
«Читает» карточки с символами свойств предмета
Блок 3. Формирование представлений о числах, цифрах, арифметических
действиях
Может пересчитывать предметы и определять их количество (в пределах
5)
Обозначает число цифрой (в пределах 5)
Владеет порядковым и количественным
счетом. (в пределах 5).
Правильно отвечает на вопросы: сколько, который по счету; составлять
числа из единиц (один, еще один, еще один)
Понимает причинно-следственных связи
Условные обозначения: Д – достаточный уровень, БД – близкий к достаточному,
Н –недостаточный уровень.

Приложение 2

Игры с блоками Дьенеша
Сказка «В царстве блоков»
Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять,
абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое
мышление.
Материал: блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.
Ход игры: дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный).
Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из
них своё царство. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он
был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок –
большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только
тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень
счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький
толсты итонкий прямоугольники). И вот однажды…»
Варианты: далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с
темой. (Пошли в лес за грибами…, Взяли домашнего питомца… и т.п.)
В играх с блоками Дьенеша очень удобно использовать в качестве дополнительного
материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в
дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».
«Найди клад»
Цель: развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет,
форму,размер, толщину.
Материал: 8 квадратных логических блоков, круги из бумаги («клады»), карточки
сознаками цвета, формы, размера, толщины (для II и III вариантов).
Содержание:
1.ВАРИАНТ. Перед детьми лежат 8 квадратных блоков: 4 синих (большой тонкий,
маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый) и 4 красных (большой
тонкий, большой толстый, маленький тонкий, маленький толстый). Дети —
кладоискатели, кружок из бумаги — клад.
Кладоискатели отворачиваются, ведущий (воспитатель) под одним из блоков
прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Тот, кто
находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.
Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск
клада. Называет различные свойства блоков. Если ведущий правильно указывает
свойства блока, под которым находится клад, дети должны говорить «да», если
неверно
— «нет».
Например, ведущий спрашивает:
1. Клад под синим блоком?
2. Нет, — отвечают дети.
3. Под желтым?
4. Нет.
5. Под большим?
6. Нет.
7. Под толстым?

8. Да.

Кладоискатель проверяет. Если находит клад, забирает его себе, если нет —
продолжаетпоиск. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов.
При повторении игры блоки меняют по форме и цвету (желтые и красные
треугольники, синие и желтые прямоугольники или синие и красные круги и т. д.),
увеличивается их количество за счет присоединения фигур оставшегося цвета.
2 ВАРИАНТ. У ведущего карточки-свойства. Количество блоков увеличивается
до 16.В их число входят все блоки одного цвета, но разной формы, размера и
толщины.Игрокам нужно угадать любые два свойства той фигуры, под которой
спрятан клад. При поиске клада они указывают сразу два свойства. На каждое
указанное свойство ведущий выставляет карточку с соответствующим знаком.
Например:
1. Под круглой большой фигурой?
2. Нет.
3. Под квадратной маленькой?
4. Под квадратной (выкладывает карточку «квадрат»), Но не под маленькой.
1. Под квадратной большой?
2. Да (добавляет к ранее выставленной карточку «большой»).
Поднять блок и проверить, есть ли под ним клад, может только тот, кто
правильно указал оба свойства блока.
При повторении игры следует взять блоки другого цвета.
3 ВАРИАНТ. Количество блоков - 24: все одинаковые по размеру, но разные по
форме, цвету и толщине или все одинаковые по толщине, но разные по форме,
цвету и величине. Когда кладоискатели ищут клад, они должны указывать сразу
три свойства. Ведущий подтверждает каждое угаданное свойство карточкамисвойствами. Например:
1. Под красным, большим, круглым?
2. Под
красным
(выкладывает «красный цвет»),
но
не
подбольшим и не под кругом.
3. Под красным маленьким треугольником?
4. Под красным маленьким (добавляет к выложенной карточке еще
одну
«маленький»), но не под треугольником.
5. Под красным маленьким квадратом?
6. Да (выставляет еще одну карточку «квадрат»).
Тот, кто правильно назвал все три свойства, поднимает указанный блок.
Найденный клад забирает себе.
Дидактическая игра «Сколько?»
Цель: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Материал: логические фигуры.
Ход игры: дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические
фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со
слов
«Сколько...». За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая
большее
количество фишек.Варианты вопросов:
«Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по
горизонтали), «Сколько кругов?» и т.д.

Дидактическая игра «Этажи»
Цель: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по
признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание,
логическое мышление.
Материал: набор блоков.
Ход игры: предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого
этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего
ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).
Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета). Вариант 3: строим
дом с другими деталями по цвету и размеру.
Дидактическая игра «Художники»
Цель: развивать умение анализировать форму предметов, сравнивать их свойствам.
Развивать художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения
(композиции).
Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона, дополнительные
детали из картона для составления композиции картины, набор блоков.
Ход игры: детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину
могут
«писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона,
детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена
(контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так,
например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2
головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают
выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено
на картине.
Дидактическая игра» Хоровод»
Цель: классификация блоков по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме
– размеру.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры: воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры.
Хоровод получится красивым и нарядным.
Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем
присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего
блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному
какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.
Дидактическая игра «Второй ряд»
Цель: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру,
отличную по одному признаку.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры: выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так,
чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета,
размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не
такая по форме, размеру, цвету.

Дидактическая игра «Магазин»
Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать,
аргументировать свой выбор.
Материал: товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.
Ход игры: дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У
каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить
только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно
свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум
свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)
Дидактическая игра «Что изменилось»
Цель: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине,
толщине. Развивать мышление.
Материал: набор блоков Дьенеша.
Ход игры: перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно
запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры
меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
Дидактическая игра «Цепочка»
Цель: развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру
позаданному признаку.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры: от произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно
болеедлинную цепочку. Варианты построения цепочки:
 Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
 Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и
размеру, поразмеру и толщине и т.п.);
 Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
 Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной
формы(одинакового размера, но разного цвета).
Дидактическая игра «Найди меня»
Цель: развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить
соответствующий код.
Материал: набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с
кодом отрицания).
Ход игры: дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети
первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы,
у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую
фигуру.
Возможно использовать слова:
«Блоки, блоки разные, желтые, синие и красные, Всем нам они знакомые, Найдите
меня!»
Дидактическая игра «Помоги сказочному герою»
Цель: упражнять
детей в группировке геометрических фигур.

Развиватьнаблюдательность, внимание и память.
Задание:
- Разделите фигуры между сказочными героями так, чтобы:
- У Буратино оказались все синие квадраты
- Чтобы Карандашу достались все желтые;
- Чтобы Незнайке достались все желтые и большие
Игра - Сказка «В царстве блоков»
Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять,
абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое
мышление.
Материал: блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.Ход игры: дети
выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает
сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство. «В
некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный,
большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой
толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше
(выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было
у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий
прямоугольники). И вот однажды…»
Варианты: далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с
темой. (Пошли в лес за грибами…, Взяли домашнего питомца… и т.п.)
В играх с блоками Дьенеша очень удобно использовать в качестве дополнительного
материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в
дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».
Подвижная игра «Кошки-мышки»
Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять
необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.
Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.
Ход игры: дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через
голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя
считалки В.Левина). Рядом с ним жетоны для кота.
Хоровод движется со словами:
-Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот.Тише, мыши, не шумите,Кота Ваську
не будите.
Вот проснется Васька-котИ разгонит хоровод.
На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к
«мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно
«мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться,
дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.
Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.
Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем
усложнять, изменяя свойства и комбинируя их. Например: кот ловит красных и
круглых мышей.
Высокий уровень сложности - наличие логического отрицания.
Высокий уровень сложности - наличие логического отрицания.

Игры и упражнения с палочками Кюизенера
Игра «Змейка»
Цель: учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия
«один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами
результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.
Материал: цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для
остальных 4 голубые
Описание: дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые
палочки, у другого 4 голубые. Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с
поднятой головой (таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна
стоять вертикально).
– Какого цвета палочки?
– Сколько розовых палочек? Сколько голубых?
– Покажите пальчиком длину вашей змейки.
– Чья змейка длиннее? Чья короче?
«У кого больше»
Цель: закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять
фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.
Материал: цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для остальных
по 3 красные.
Описание: воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.
Вопросы:
– Какого цвета треугольники?
– У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?
– Какие треугольники по величине?
– Почему получились разные треугольники?
– Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы (косынка,
колпак, елка).
«Разноцветные вагончики»
Цель: учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по
алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше
вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).
Материал: цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого
ребенка).
Описание: дети сидят напротив друг друга. У каждого ребенка набор палочек: 5
голубых, 5 желтых, 1 розовая.
Вопросы и задания:
– Сколько всего палочек на подносе?
– Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую.
– Сколько палочек каждого цвета?
– Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.)
Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка – паровоз,
вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца.
По окончании работы педагог уточняет:

– Чей поезд длиннее?
– Назовите по порядку цвет каждого вагона.
– Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их?
– Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету.
«Телевизор»
Цель: учить детей измерять предмет с помощью условной мерки; моделировать
предметы в ограниченном пространстве; ориентироваться в пространстве.
Материал: цветные счетные палочки: 1 коричневая, 2 бордовые, 2 желтые, 2
оранжевые; розовые, голубые, белые палочки; карточка.
Описание: занятие начинается словами:
Начинаем, начинаем.
Передачу для ребят.
Все, кто хочет нас увидеть,
К телевизору спешат.
Воспитатель предлагает детям сделать экран телевизора, одной стороной которого
будет коричневая палочка.
Вопросы:
– Какой формы экран? (Прямоугольной, четырехугольной.)
– Какие стороны у экрана?
– Почему у экрана одна сторона состоит из одной палочки, а другая из нескольких?
Докажите, что палочки одной длины.
Воспитатель: «Телевизор готов. Включите спортивный канал. Пусть на ваших экранах
появится спортивная передача».
Дети выкладывают из палочек любую картинку, например, «Два футболиста с мячом»,
«Водное поло», «Ворота, в которые спортсмен забрасывает мяч», «Соревнование
пловцов» (две дорожки, по которым плывут пловцы) и т. д.
Педагог: «Представьте, что вы комментаторы. (Объясняет при необходимости
значение слова.) Вы ведете спортивную передачу. Расскажите, что происходит на
вашем канале.
При этом обязательно используйте слова: слева, справа, сбоку, впереди, в середине».
В конце занятия называют лучшего спортивного комментатора.
«Столбики»
Цель: учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть,
какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.
Материал: цветные счетные палочки: красные и голубые; карточка.
Описание: педагог предлагает каждому ребенку взять две палочки разных цветов и
сравнить их по высоте (палочки могут быть расположены вертикально или
горизонтально).
Задания: – Покажите пальчиком высоту каждой палочки снизу- вверх. – Поставьте
сначала высокий столбик, потом тот, который пониже. – С какой стороны стоит
высокий столбик? А с какой стороны стоит низкий? Воспитатель предлагает детям
выложить забор из палочек и рассказать, как они расположены («рядом», «одна к
другой», «по очереди: высокая, низкая»).

«Журавушка»
Цель: учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей; определять
направление движения, называть и видеть пары предметов в изображаемом предмете.
Упражнять в счете. Развивать глазомер.
Материал: цветные счетные палочки: 2 розовые, 2 черные, 2 синие, 2 бордовые, 4
красные, 1 голубая, 6 белых.
Описание:
педагог читает детям стихотворение: «Жура, Жура, журавель…»: Жура, Жура,
журавель, Пролетая сто земель, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: – Где
же лучшая земля? Отвечал он, пролетая: – Лучше нет родного края! Уточняет, о какой
птице говорится в стихотворении, и предлагает детям выложить из палочек
пролетающего журавля. Вопросы: – Что делает птица? – Можно ли определить
направление полета? – Сколько всего деталей пошло на изображение птицы? –
Назовите парные детали? – Какой формы туловище птицы? Голова? Крылья? – Какие
палочки использованы для ног? (Четыре красные или две бордовые.) – Одинаковые ли
по длине получились ноги? – Какая нога длиннее, составленная из двух красных
палочек или из одной бордовой? Докажите это. – В какое время года прилетают
птицы? – Назовите весенние месяцы. – Какие птицы прилетают весной? – Назовите
птиц вашего города.
«Изменение конструкции дома»
Цель: развивать способность преобразовывать заданную конструкцию; находить
признаки сходства и различия. Закреплять умение измерять разными мерками.
Материал: цветные счетные палочки; карточка.
Описание: педагог предлагает детям сделать высокий дом с окошками. Затем
предлагает сделать рядом длинный дом. В зависимости от того, как ребенок воспримет
инструкцию, могут быть такие варианты постройки: – дом, в основе которого, –
высота предыдущего дома; – длинный дом, в котором несколько раз повторяется
предыдущий дом; – ребенок выбирает длину дома по своему усмотрению. – Чем
первый дом отличается от второго? – В каком доме больше окон? Как это узнать, не
считая их? (Попарно сравнить.) – На сколько фундамент второго дома длиннее
первого?
– Если фундамент второго дома длиннее, то на сколько фундамент первого дома
короче? – Какого цвета палочка фундамент первого дома и какое число она
обозначает? – Какого цвета палочка фундамент второго дома и какое число она
обозначает? – Какое число больше? Меньше? На сколько?
«Кораблик»
Цель: учить детей измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета
с числом; упражнять в счете, моделировании по замыслу.
Материал: цветные счетные палочки; карточка.
Предварительная работа: рассмотреть с детьми книги, иллюстрации с изображением
пароходов.
Описание: предлагает детям сделать сначала один кораблик на карточке, а потом
сделать другой кораблик так, чтобы он отличался от первого.
Вопросы: – Какого цвета палочки? – Какое число обозначает этот цвет? – У какого
парохода мачта выше? Как это можно узнать? – На какой кораблик пошло больше
палочек? – Можно ли узнать, в какую сторону плывет кораблик? Если можно, то как?

– Чем один кораблик отличается от другого? Работа парами – Найдите различия между
вашими корабликами. – Что можно сказать про мачты на ваших корабликах?
«Твой любимый цветок»
Цель: учить детей находить в изображаемой конструкции определенное сходство с
выбранным цветком (в строении, пропорциях частей); сравнивать предметы по длине.
Упражнять в счете; умении отсчитывать меньшее количество из большего.
Материал: цветные счетные палочки; карточка.
Предварительная работа: рассмотреть с детьми иллюстрации, открытки, на которых
изображены цветы. Можно устроить выставку репродукций картин или, в зависимости
от времени года, выставку цветов.
Описание: педагог предлагает каждому ребенку сделать из палочек любимый цветок.
Вопросы: – Как называется цветок? – Сколько палочек использовано в изображении
цветка? – Какого цвета палочки пошли на цветок? – Расскажи о своем цветке. Какой
он? Кому бы ты хотел его подарить? Например: «Мой любимый цветок – ромашка. У
него длинная палочка изображает стебель, короткие синие палочки – лепестки. Они
расположены слева и справа от цветоножки». Или: «Мой любимый цветок –
хризантема. Головка цветка состоит из девяти палочек одной длины. Серединка у него
розовая. Стебель длинный, а листья короткие, одного цвета». Работа парами. Найдите
сходство и различие между цветами.
«Мастерим стул»
Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами
результат сравнения (равные, одинаковые по длине); ориентироваться в пространстве
(слева, справа, рядом).
Материал: цветные счетные палочки: 10 палочек одного цвета, карточка.
Описание: воспитатель загадывает детям загадку: Я с ножками, но не хожу, Со
спинкой, но не лежу, Садитесь вы – я не сижу. (Стул) Педагог говорит: «Вы отгадали
загадку. Отсчитайте четыре палочки и сделайте из них стул». Спрашивает: «Какие
палочки по длине?» Добивается, чтобы дети по-разному отвечали на этот вопрос.
(Одинаковые, равные по длине.)
Вопросы: – Какого цвета палочки? Какое число обозначает каждый цвет? – Сделайте
из палочек стул. – Рядом сделайте другой такой же стул так, чтобы сидящие на стульях
могли разговаривать друг с другом. – Какого цвета второй стул? – Какое число
обозначает цвет второго стула? – С какой стороны находится спинка у второго стула?
А спинка первого стула?
Задание: – Уберите один стул. – Другой стул переделайте так, чтобы, посмотрев на
него, можно было бы сказать, для чего он здесь необходим. Далее педагог дает детям
задание сделать другую конструкцию предмета (необычного стула), на котором можно
сидеть, и объяснить, где его можно увидеть (рис. 1, цв. Вкл.).
«Скорый поезд»
Цель: упражнять детей в сравнении предметов по длине, называть словами результат
сравнения, упражнять в счете в пределах заданного числа.
Материал: цветные счетные палочки: 2 голубые, 6 розовых; карточка.
Описание: дети выкладывают из палочек голубой и розовый составы, идущие в
разных направлениях. (Локомотив – палочка, стоящая вертикально.)

Вопросы: – В какую сторону едут поезда? – Если в каждом голубом вагоне едет три
пассажира, сколько всего пассажиров в голубом поезде? – В каждом розовом вагоне
едет два пассажира. Сколько всего пассажиров перевозит розовый поезд? – Какой
состав перевез больше пассажиров?
«Ваза для цветов»
Цель: учить детей придумывать дизайн ваз для цветов разной величины; соотносить
размер вазы с воображаемым цветком. Развивать его воображение.
Материал: цветные счетные палочки; карточка.
Предварительная работа: организовать выставку «Вазы» (подобрать вазы для
выставки, репродукции картин, журналы, книги, слайды). Акцентировать внимание на
дизайнерских решениях в изображении, соотношении размеров цветов с размерами
ваз.
Описание: педагог предлагает детям выложить вазу для выставки цветов из палочек.
По завершении работы предлагает детям выставить работы на выставке. Каждый
ребенок представляет свою вазу, рассказывает о ее форме, используя математические
термины: высокая ваза с узким горлышком, низкая ваза с широким горлышком,
высокая ваза на тонкой ножке и т. д.; высказывает свои предположения о том, какие
цветы красиво смотрелись бы в этой вазе.
«Кастрюльки»
Цель: учить детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом.
Упражнять в счете в пределах 5, умении находить одинаковые по величине предметы.
Материал: кастрюля. Цветные счетные палочки в пределах 5; карточка.
Описание: перед детьми настоящая кастрюля. Воспитатель предлагает им на карточке
выложить кастрюлю из любых палочек. По окончании работы дети сравнивают свои
кастрюльки с натурой, рассказывают, чем они отличаются, чем похожи.
Вопросы: – Из каких палочек и какого цвета кастрюля? – Что обозначает каждый
цвет? – Из каких палочек сделаны ручки? – Сколько их? Педагог предлагает детям
собрать все работы на одном столе – получится магазин кастрюль.
Вопросы: – Какие кастрюли по величине? (Широкая – узкая, высокая – низкая,
большая – маленькая.) – В какой кастрюле можно приготовить суп, кашу, компот? –
Из какой кастрюли можно накормить много людей? – Из чего делают кастрюли?
«Дети нашего двора»
Цель: учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять
словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать
творческое воображение.
Материал: цветные счетные палочки в пределах 5: по 1 штуке, одна из палочек
(любого цвета) в количестве 2 штук.
Описание: педагог предлагает детям поставить палочки от 1 до 5 по порядку по одной
штуке. «Это дети», – говорит воспитатель.
Вопросы: – Какого они роста? – Кто из них самый высокий? Низкий? – Сколько лет
самому младшему? Самому старшему? – Сколько лет ребенку в розовой одежде? В
голубой? – Сколько лет ребенку, который стоит между трехлетним и пятилетним
детьми? – В какой одежде дети, стоящие перед четырехлетним ребенком? – Сколько

лет ребенку, который стоит в сторонке? – Поставьте его рядом с ребенком, которому
столько же лет. По сколько им лет?
«Сушим полотенца»
Цель: учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между
предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты
сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).
Материал: цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого
ребенка).
Описание: на подносе лежат палочки двух цветов.
Задания: – Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета? –
Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного
цвета под палочками другого цвета.) – Сколько длинных (коротких) палочек? (Много,
сколь ко – столько, поровну.) – Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.)
Это – веревочка. Палочки желтого и красного цвета – «полотенца». Давайте повесим
«полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова
длинное «полотенце». Какое теперь надо вешать «полотенце»? (Короткое.) Развесьте
все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое,
красное, желтое…
Вопросы: – Сколько желтых «полотенец»? (Много.) – Сколько красных «полотенец»?
(Много.) – Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? Как это можно узнать? Что
нужно для этого сделать? (Приложить «полотенце» желтого цвета к «полотенцу»
красного цвета.) – Так каких «полотенец» больше (меньше)? (Поровну, одинаково,
сколько желтых – столько красных.)
«Числа 1 и 2»
Цель: учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат
сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.
Материал: для воспитателя: магнитная доска; 2 белых квадрата 10x10; розовая
полоска 20 х 10 см; цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные палочки – 3 белые и 3
розовые; цифры 1 и 2; карточка.
Описание: педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает:
«Сколько белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?»
Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом. Дети ставят цифру
1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик – цифра один!» Воспитатель
акцентирует внимание детей: «Белый кубик – это самая короткая “палочка” в нашем
наборе. Чему она равна? (Одному.) Какое число она обозначает? (Один.) Покажите
розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы с одной стороны
совпадал край. Какая палочка длиннее?» (Розовая.) Воспитатель демонстрирует этот
этап работы на доске. «Положите рядом с белым еще один белый кубик.
(Демонстрирует на доске.) Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду. (Один,
два, всего два кубика.) Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? (Равные,
одинаковые по длине.) Розовая палочка обозначает число два. (Показывает и называет
цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы ставим цифру два рядом с розовой
палочкой? (Потому что в ней две белые палочки.) Уберите белый кубик справа и
вместо него поставьте розовую палочку. Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек?
(Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько палочек во втором ряду, если считать снизу -

вверх? (Одна, две.) Рядом с розовой палочкой поставьте два белых кубика». Каждый
этап работы воспитатель демонстрирует на доске. «Что можно сказать про две белые
палочки и одну розовую? (Они одной высоты.) Уберите два белых кубика. Сколько
белых кубиков рядом с розовой палочкой? Какую цифру поставили под ней? (Два.)
Какую палочку она обозначает? (розовую.) Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки
и посчитайте. (Один, два.) Назовите цифры по порядку».
«Строительство домов»
Цель: учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины,
сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и
порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Какой по счету?»
Материал: цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2
желтые; карточка.
Описание: педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из
них стены, пол и потолок. Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать
крышу.
Вопросы и задания: – Что получилось? (Дом.) – С одной стороны дома постройте
большой дом, с другой – маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны
маленький дом? – Сколько всего домов? – Который по счету дом самый высокий? А
который дом самый низкий? – Между какими домами расположен голубой дом? –
Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме? –
Сколько всего окон? – Какие окна по величине?
«Число 3»
Цель: познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить
называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в
пространстве.
Материал: для воспитателя: 3 белых квадрата 10x10 см; розовая полоска 20x10 см,
голубая полоска 30x10 см; цифры. Для детей: цветные счетные палочки – 4 белые, 1
розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 3.
Описание: воспитатель дает детям задание: «Положите белый кубик, рядом справа
столбиком положите розовую палочку. Возьмите столько белых кубиков, чтобы они
ровно уложились в розовой палочке и положите их столбиком рядом с розовой
палочкой». Последовательность объяснения сопровождается выкладыванием
демонстрационных полосок такого же цвета на доске. – Сколько белых кубиков справа
от розовых? (Две.) – Чему равна розовая палочка, если в ней помещаются две белые?
(Двум.) – Что больше – один или два? – Покажите пальчиком розовую палочку. Теперь
покажите белую палочку. Покажите пальчиком число один и число два. Уберите две
белые палочки. – Найдите палочку, которая больше чем розовая, и покажите ее.
Какого она цвета? (Голубого.) – Как узнать, какое число она обозначает? (Надо
измерить.) Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает продемонстрировать на
палочках все это. Дети выкладывают под голубой палочкой разные способы сравнения
величины (розовая и белая или три белые). Воспитатель говорит: – Розовая палочка
обозначает число два, а голубая – число три. Положите столбиком голубую палочку
рядом с розовой. Получилась лесенка. Затем воспитатель показывает цифру 3,
предлагает детям поставить цифру 3 под палочками, обозначающими число три. – А
теперь положите цифры под белой, розовой и голубой палочками. – Назовите цифры

по порядку. – Какое число больше – один или два? На сколько два больше одного? На
сколько один меньше двух? – Какое число больше – два или три? На сколько два
меньше трех? На сколько три больше двух. – Что бывает по три, найдем и посчитаем
на прогулке.
«Печенье»
Цель: упражнять детей в измерении с помощью условной меры. Учить определять,
что больше – часть или целое; показать одну шестую и целое.
Материал: цветные счетные палочки: 2 оранжевые, 8 голубых.
Описание: педагог говорит: «Хозяйка замесила тесто и сделала из него печенье.
Сделайте колбаски из оранжевых палочек. Сколько получится печенья, если на каждое
пойдет вот столько? (Показывает голубую палочку.) Что для этого нужно сделать?»
(Измерить.) После выполнения задания детьми педагог уточняет, сколько получилось
печенья.
Вопросы: – Какая часть приходится на одно печенье? – Что больше: целое или часть?
– Что меньше: часть или целое? – Сколько частей в целом? – Покажите одну шестую,
две шестых, три шестых. Задается провокационный вопрос: «Можно показать одну
пятую?» Дети объясняют, почему ее нельзя показать. Воспитатель спрашивает: «Кого
бы вы хотели угостить этим печеньем?
Игровое упражнение «Найди колпачок для гномиков»
Цель: упражнять детей в подборе палочки (полоски) нужного цвета и числового
значения согласно словесному указанию взрослого; подвести к пониманию, что у
каждого числа есть свой цвет; формировать навыки самоконтроля.
Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).
Игровые действия: педагог знакомит детей с «гномиками» (белые палочки),
сообщает, что им очень не нравится быть одним, они любят совместные игры, поэтому
ребятам нужно сгруппировать их по 2, 3, 4 и 5. Затем воспитатель предлагает
подобрать каждой группе «гномиков» колпачок — палочку, равную по длине
составленным вместе белым палочкам.
Игровое упражнение «Найди свой домик»
Цель: закрепить умение соотносить цветную палочку с цифрой; развивать память.
Материал: набор палочек Кюизенера; набор цифр от 1 до 5.
Вариант 1. Игровые действия: педагог, раскладывая цифры, сообщает, что каждый
«домик» имеет свой номер, и предлагает заселить в домики «жильцов» (цветные
палочки) так, чтобы каждой цифре соответствовала определенная цветная палочка.
Вариант 2. Игровые действия: подобрать для цветной палочки соответствующую
цифру.
Игровое упражнение «Составь коврик»
Цель: учить составлять число из двух меньших чисел; формировать навык
самоконтроля и самооценки.
Материал: набор палочек Кюизенера (или цветные полоски); набор цифр. Вариант 1.
Игровые действия: взять палочку, обозначающую число 5, и положить ее перед
собой, затем из двух меньших палочек составить число 5, подбирая всевозможные
варианты.

Игры с Математическим планшетом
«Рисуем резинками» Давайте ребенку задание, что именно нужно изобразить на
«Математическом планшете». Начинайте с самых простых заданий - кубик, домик,
снежинка, цветок, и усложняйте их по мере развития навыков конструирования.
Изображаем с помощью линий знакомые явления (например: дождик, солнышко).
Изображаем с помощью линий знакомые предметы (например: кораблик, ракету).
Предложить ребенку создать рисунки из геометрических фигур.
«Преобразование фигур»  Предложить выполнить задания по изменению
геометрической фигуры. Например: квадрат в прямоугольник.  «Оживляем»
геометрические фигуры: так, квадрат превращается в домик, треугольник - в вазу с
цветами.
«Продолжи узор» «Нарисуйте» несложный узор из нескольких фигур или элементов и
предложите малышу продолжить последовательность или выложить узор на
оставшейся поверхности по образцу.
«Отгадывание загадок» - а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете.
Таким же образом иллюстрируем сказки, стихи, песенки. Подобные задания отлично
развивают не только фантазию, но и речь.
Предложить детям разгадать загадку, а ответом будет являться геометрическая
фигура, которую ребенок должен натянуть при помощи резинки. Примеры загадок: На
фигуру посмотри И в альбоме начерти Три угла. Три стороны Меж собой соедини.
Получился не угольник, А красивый… (треугольник).
Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат, Потому что я…. (квадрат) Растянули мы квадрат И
представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не
кирпич, не треугольник - Стал квадрат… (прямоугольник).  «Угадай, что (кто) это?»
«Рисуйте» на планшете схематичные изображения разных предметов, а ребенку
предлагайте угадывать, что вы изобразили. Со временем вы сможете «загадывать»
изображения по очереди.
«Большой-маленький» Вы «рисуете» маленький домик, елочку, снежинку, и
предлагаете ребенку рядом изобразить большой домик, елочку, снежинку и т.д.
Ориентировка в пространстве.
Развивать пространственную ориентировку (способствовать умению определять
право, лево, середину поля или середину одной из сторон).
Построить одну деталь справа, а другую слева; украсить елочку шариками сверху вниз
и снизу вверх; выполнить узор по инструкции педагога: протяни резиночку сверху
вниз, а другую слева направо.
Счет и форма
Формировать умение ориентироваться на плоскости, развивать порядковый счет.

Протяни резинки сверху вниз в каждом ряду и сосчитай, сколько столбиков
получилось. Сделай эту цифру по схеме. Натяни резинки слева направо и сосчитай,
сколько строчек получилось. Сделай эту цифру. Скажи, какая цифра больше?
Лабиринты и дорожки
Развивать пространственное мышление, внимание, память.
Ориентируясь на схему сделать лабиринт или по собственному замыслу. Затем с
помощью персонажей предложить ребенку помочь добраться зайчику до морковки,
проехать на своей машинке до гаража и т.д.
Большой - Маленький, Высокий - Низкий, Короткий – Длинный
Развивать умение сравнивать предметы по величине.
Сделать на планшете два квадрата один большой, а второй маленький, построить
высокий и низкий дом, сделать длинную змею и короткого червячка и т.д. Рассказать о
величине треугольников, квадратов (самый маленький, побольше, еще больше и
самый большой).
Дорисуй рисунок симметрично
Развивать зрительно моторную координацию, пространственное восприятие
окружающего мира.
Посмотри на построенную деталь предмета и сделай точно также рядом и скажи, что
получилось. Посмотри, на что похож рисунок и то чего не хватает, сделай с помощью
резинок. (Бабочка, кувшин, домик и т.д.)
Занимательные задачки
Способствовать развитию смекалки и находчивости, умению анализировать, выделять
главное, сравнивать.
Летели по небу утки: одна утка впереди, а две позади, одна позади – две впереди, одна
между двумя и три в ряду. Сколько всего уток? Изобрази на планшете любыми
формами.
Последовательность.
Обучать способности концентрации, переключения, устойчивости внимания.
Ребенку предлагается планшет с построенными из резинок геометрически ми
фигурами или построенными в ряд разными деталями. Необходимо продолжить ряд в
соответствующей последовательности.
Запомни и повтори
Способствовать увеличению объема внимания.
Педагог делает из резинок на планшете несколько фигур разного цвета (размера) в
любой последовательности. Ребенок в течение 5 – 10 минут запоминает расположение
фигур. Ребенку предлагается второй набор , на котором он должен выложить в той же
последовательности все, что запомнил. Повторять данную игру можно с любыми
предметами.

Загадки – отгадки
Развивать наблюдательность, сообразительность, воображение. Развивать мелкую
моторику рук.
Педагог загадывает загадку, а отгадку ребенок должен нарисовать резинками на
планшете.
1. Игра "Заборчик"
Материал: математический планшет, набор маленьких резинок.
Цель: Знакомить детей с понятием вертикальные линии. Учить натягивать резинки
сверху вниз. Закреплять умение сравнивать предметы по высоте.
Описание игры: Детям предлагается выложить заборчик на планшете, с помощью
вертикальных линий. Обратить внимание детей, что линии должны быть ровные. В
конце работы предложить ребенку посчитать сколько резинок он использовал и какого
цвета.
2. Игра "Дорожка".
Материал : математический планшет, набор маленьких резинок.
Цель: знакомить детей с понятием горизонтальные линии. Учить детей натягивать
резинки слева направо. Обратить внимание детей, что линии должны располагаться на
одном уровне.
Описание игры: дети располагают дорожку на планшете помощью горизонтальных
линий.
3. Игра «Узнай кто это»
Материал : математический планшет, набор маленьких резинок.
Цель: учить детей узнавать знакомые предметы развивать моторики рук,
творческого воображения, внимания ребенка
Описание игры: на планшете воспитатель схематично рисует изображения разных
предметов, а ребенку предлагает угадывать, что изображено.
4. Игра «Продолжи узор»
Материал : математический планшет, набор маленьких резинок
Цель: развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение.
Описание игры: воспитатель выкладывает несложный узор из нескольких фигур
или элементов и предлагает ребенку продолжить последовательность или выложить
узор на оставшейся поверхности по образцу.
5. Игра «Сравни»
Материал : математический планшет, набор маленьких резинок.
Цель: закреплять представления о величине предметов, развивать мелкую моторику
рук, фантазию, воображение.
Описание игры: воспитатель о изображает на математическом планшете маленький
домик, елочку, снежинку, и ребенку предлагает рядом изобразить большой домик,
елочку, снежинку и т. д.
6. Игра «Самая длинная змейка».
Материал : математический планшет, набор маленьких резинок.
Цель: развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение.
Описание игры : воспитатель делает ход по очереди (1 ход – 1 резинка-звено) с
ребенком, старайтесь сделать самую длинную змейку.
7. Игра «Нарисуй цифру»
Материал : математический планшет, набор маленьких резинок

Материал : математический планшет, схемы цифр.
Цель: закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать
моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.
Описание игры: Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать
любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом.
8. Игра «Часть и целое»
Материал : математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Цель: развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно
разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части,
полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет
больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Описание игры: воспитатель выкладывает на планшете большую фигуру,
включающую несколько рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник,
треугольник. Затем предлагает ребенку поделить ее на равные части,
проводя «линии» резиночками или разделить на максимальное количество частей
назвать эти кусочки - геометрические фигуры.
9. Игра «Пространственное ориентирование»
Материал : математический планшет, набор маленьких резинок для творчества,
геометрические плоские фигуры.
Цель: совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве,
понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа);
закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины.
Описание игры: воспитатель предлагает расположить снизу большой зеленый
треугольник, а сверху два маленьких: красный и синий и т. д.? расположи слева
квадрат и треугольник, а справа – две трапеции;? Какие фигуры и какого цвета
расположены слева на планшете? Задание можно разнообразить, давая детям
задания:? Какая фигура справа от квадрата?;? Какого цвета треугольник снизу?;?
Сколько треугольников сверху?;
10. Игра «Чудесные превращения».
Материал : математический планшет, набор резиночек для творчества,
геометрические фигуры.
Цель: развитие творческих способностей, воображения, меткой моторики рук.
Описание игры: воспитатель предлагает ребенку «оживить» геометрические
фигуры: на поле изображается квадрат, прямоугольник или треугольник, линия прямая
или
ломаная,
а
затем
с
помощью
резиночек
и
геометрических
фигур картина «дорисовывается», например, прямоугольнику добавляются круглые
колеса, квадратные окна и получается автобус. Дети рассказывают, во что
превратилась фигура.
11. Игра «Сколько гвоздиков внутри»
Материал : математический планшет, набор маленьких резинок для творчества,
геометрические плоские фигуры.
Цель: упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества
части или отдельных его частей.
Описание игры: воспитатель дает задание ребенку «нарисовать» резинками фигуру,
внутри которой будет один гвоздик. Теперь такую фигуру, в которой будет два
гвоздика. Теперь пусть ребенок придумает самые разные фигурки, внутри которых

только один, не занятый резинками гвоздик. Другое задание: придумать фигуру,
внутри которой ни одного гвоздика.
12. Игра «Отгадай загадку»
Материал : математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Цель: развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по
качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения);
анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать
сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по
описанию, по представлению; развивать фантазию и речь.
Описание
игры:
воспитатель
загадывает
загадки,
а
отгадки
ребенок «рисует» резиночками на планшете.
Варианты загадок:
1. Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
2. Бесшумно гребет,
Руками вперед,
На воде качается,
как она называется!
(Лодка)
3. Выше леса Колобок.
Колобок — горячий бок.
А как спрячется за лес.
Апельсин среди небес. (Солнышко)
5. Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка).
13. Игра «Конструирование по схеме»
Материал : планшет со штырьками, образцы схем
« Математический планшет».
Цель: развитие у детей познавательных процессов, речи, мелкой моторики рук,
творческого потенциала.
Описание
игры:
воспитатель
учит
ребенка «читать» схему
и
воспроизводить картинки по уже готовой схеме (например, выкладывать резинками
изображения, цифры и буквы).
Материал : планшет со штырьками, коробочка «Математический планшет»,
папочка с образцами схем «Математический планшет».
14. Игра «Счет»
Материал : деревянный планшет со штырьками, образцы схем
Цель: закреплять счет от 1до 10 развитие у детей познавательных процессов, речи,
мелкой моторики рук, творческого потенциала.
Описание: воспитатель выкладывает к колышкам цифры от одного до десяти и
предлагает ребенку соединить последовательно цифры резиночками.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».