Программа кружка Песочная Фантазия

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №73»

Принята на заседании
педагогического совета
протокол №____
от «__»_____2024г.

Утверждаю:
_____________О.М. Дробышева
Заведующий МАДОУ «Детский сад №73»
Приказ №_____ от «____»_______2024г.

ПРОГРАММА ДОПЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
«Песочная фантазия»
Направленность: художественно – эстетическая
Возраст обучающихся: 3-4 года (2-ая младшая группа)
Срок реализации: 2024-2025 учебный год

Составитель: Хабибулина Н.Л.,
педагог - психолог
первой квалификационной категории

г. Березники, 2024

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественноэстетической направленности «Песочная фантазия» для детей 3-4 лет
разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006года №06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей».
Программа «Песочная фантазия» для детей 3-4 лет направлена на:
- развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
- развитие воображения, творческого мышления;
- развитие высших психических функций;
- развитие двух полушарий головного мозга (активизацию структур мозга,
межполушарного взаимодействия);
- снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.
Объем и срок реализации программы: программа кружка рассчитана на 8
месяцев в объеме 30 часов. Дополнительная общеобразовательная программа
реализуется в течение учебного года, с 01 октября 2024г. по 31 мая 2025г.
Особенности организации образовательного процесса: набор детей в
объединения – свободный. Программа предусматривает групповые,
индивидуальные, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы – 10
человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
регулярность занятий – по 1 академическому часу 1 раз в неделю.
Аудиторная
нагрузка
составляет
–
30
академических
часа.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 1 час,
который приравнивается к 15 минутам занятия. В ходе занятия предусмотрен
перерыв на разминку, физ.минутку или малоподвижную игру. Недельная
нагрузка на 1 группу – 1 академический час.
Цель: развитие творческих способностей детей через игру с песком,
обучение технике рисования песком, развитие мелкой моторики пальцев рук.
В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования
песком решаются следующие задачи:
*развивать мелкую моторику и повышать тактильную чувствительность;
*развивать умения передавать форму, строение предмета, правильные
пропорции его частей;
* развивать творческое мышление, воображение;
*развивать высшие психические функции;
*развивать художественно-эстетический вкус;

*воспитывать положительные качества личности: усидчивость, терпение и т.
д.
Актуальность программы заключается в том, что игры с песком —
это способ развития и самотерапии ребёнка. Податливость песка
провоцирует желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек
выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет
другой, следуя законам бытия: всё приходит и всё уходит, нет ничего такого,
что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто
иное, новое.
В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые
глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов.

1.
2.
3.
4.
5.

Песочная терапия — метод психотерапии, способ общения с миром и самим
собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на
бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и
открывает новые пути развития.
Игры с песком могут оказывать следующее влияние на развитие
ребёнка:
усиливают желание узнавать новое, экспериментировать и работать
самостоятельно;
развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта»;
гармонично и интенсивно развивают все познавательные функции
(восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторику;
совершенствуют предметно-игровую деятельность, что способствует
развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что
особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Учебно – тематический план «Песочная фантазия»
№
Тема
п\п
Октябрь
1. «Здравствуй песок и
Песочная Фея
Свойства песка».

2.

«Горизонтальные и
вертикальные линии
(с права налево и

Цель, задачи
Знакомим детей со
свойствами песка,
нетрадиционной
изобразительной
техникой рисования
манкой пальчиками, всей
ладонью.
Учим наносить ритмично
и равномерно различные
линии (прямые,

Количество
часов
1

1

наоборот, сверху вниз
и наоборот)», «Линии
по диагонали (сверху
вниз и наоборот)».

3.

«Волнистая линия как
символ волны»,
«Зигзаг – символ
горы».

4.

«Линии длинные и
короткие», капли
капают с небес…»
(линии вертикальные
короткие).

5.

«Осенние листочки»
(разные способы)

Ноябрь
1.
«Осеннее лучистое
солнышко» (линии по
кругу длинные и
короткие).

2.

«Замкнутая кривая
линия образует круг».

горизонтальные и
вертикальные), а также
по диагонали на манной
крупе. Закрепляем
умение равномерно
наносить крупу на
ограниченную
поверхность. Снимаем
тонус кистей рук.
Учим наносить ритмично 1
и равномерно волнистые,
ломанные линии на
манной крупе.
Закрепляем умение
равномерно наносить
крупу на поверхность.
Продолжаем учить
1
рисовать прямые
вертикальные линии на
песке указательным
пальцем. Учим различать
количество предметов
(много - мало, многоодин) при рисовании на
песке с использованием
мелких игрушек.
Учить детей изображать
1
листочки дерева на сухом
песке разными
способами: пальчиками,
двумя руками
одновременно, палочкой.
Учим проводить прямые 1
линии разной длины в
разных направлениях,
используя поверхность,
засыпанную цветным
песком.
Учим рисовать предметы 1
круглой формы
указательным пальцем на
песке, закрепляем навыки
нетрадиционного
рисования, развиваем

3.

«Солнышко лучистое
улыбнулось весело».

4.

«Клубочек ниток для
бабушки».

Декабрь
1. «Смешная мордашка».

2.

«Снежный комочек».

3.

«Снежинки» (линии).

чувство композиции.
Учим рисовать прямые
линии в разных
направлениях пальчиком
на цветном песке; учим
различать количество
предметов (много - мало)
при рисовании на песке с
использованием мелких
игрушек.
Учим рисовать спираль,
закручивающуюся к
центру и
раскручивающуюся
наружи указательным
пальцем на поверхности,
засыпанной цветным
песком. Знакомим с
динамичным
выполнением движения
пальцем руки.

1

1

Продолжаем учить
1
рисовать предметы
круглой формы
указательным пальцем на
поверхности столика,
покрытой песком. Учим
украшать простые по
форме предметы, нанося
простые по форме
элементы (отпечатки и
следы).
Продолжаем учить
1
рисовать предметы
круглой формы
втиранием ладошки на
поверхности, покрытой
песком.
Учим рисовать прямые
1
пересекающиеся линии
указательным пальцем на
поверхности, покрытой
песком.

Январь
1. «Ёлочка, ёлочказелёная иголочка»
(линии), «Новогодняя
игрушка» (круг, овал,
линии).

2.

«Мой новогодний,
рождественский
подарок». (линии,
рисуем квадрат)

3.

«Рождественский
подарок для Феи».

Учим проводить прямые 1
наклонные линии
указательным пальцем на
поверхности, покрытой
песком, учим рисовать
предметы круглой и
вытянутой формы
указательным пальцем на
поверхности покрытой
песком.
Учим рисовать квадраты 1
прерывистыми и
сплошными линиями
указательным пальцем на
поверхности, покрытой
песком. Учим украшать
предметы, добавляя
декоративные элементы:
пуговицы, бантики,
орехи, шишечки,
скорлупки, семена.
Развиваем креативность,
самостоятельность.
Учим рисовать квадраты 1
прерывистыми и
сплошными линиями
указательным пальцем на
поверхности, покрытой
песком. Учим украшать
предметы, добавляя
декоративные элементы.

Февраль
1. «Как на тоненький
Продолжаем учить
1
ледок, выпал
заполнять фон песком
беленький снежок… ». приёмом высыпания из
кулачка и
похлопыванием
ладошкой для
равномерного заполнения
пустот поверхности.
2. «Квадрат. Заполняем
Продолжаем учить
1
фон песком»
заполнять фон песком
(высыпаем из кулачка приёмом высыпания из
и хлопаем ладошкой)
кулачка и

3.

«Метель снежная.
Заполнем фон
песком».

4.

«Самолёт летит»

Март
1. «Улыбка».

2.

«Цветы для мамы».

3.

«Закапали капели».

4.

«Красивые узоры».

Апрель
1. «Превращение ладони
в птичку».

похлопыванием
ладошкой. Продолжаем
учить рисовать квадраты
прямыми линиями
Продолжаем учить
заполнять фон песком
приёмом высыпания из
кулачка.
Учим рисовать способом
втирания кулачком,
пальцем, ребром ладони
на песке

1

1

Продолжаем учить
заполнять фон
поверхности способом
насыпание из двух
кулачков одновременно.
Учим рисовать дуги на
поверхности, засыпанной
песком.
Продолжаем учить
заполнять фон
поверхности способом
насыпание из двух или
двух кулачков.
Продолжаем учить
заполнять фон
поверхности способом
насыпание из двух
кулачков одновременно.
Учим рисовать
треугольники на песке
вершиной вниз
прерывистыми и
сплошными линиями.
Познакомить с новым
способом рисования
струёй из кулачка,
развивать плавность
движений.

1

Закрепляем умение
равномерно наносить

1

1

1

1

2.

«Букет из
одуванчиков».

3.

«Божья коровка».

4.

«Солнышко и
дождик».

Май
1. «Полянка».

2.

«По лесным
дорожкам…».

песок (приём заполнения
фона по выбору ребёнка).
Развиваем моторику рук,
тонких тактильных
ощущений при рисовании
на поверхности,
покрытой песком.
Предлагаем превратить
отпечаток ладони руки на
песке в птичку,
дорисовав недостающие
элементы.
Продолжаем учить
1
рисовать пересекающиеся
линии на песке. Учим
украшать предметы
добавляя декоративные
элементы.
Продолжаем учить
1
рисовать способом
втирания кулачком на
песке, дорисовывать
мелкие элементы
пальчиком, кистью.
Закрепляем умения
1
заполнять фон и рисовать
прямые линии разной
длины в разных
направлениях на песке.
Закрепляем умение
рисовать предметы
круглой и вытянутой
формы указательным
пальцем на поверхности,
засыпанной песком.
Развиваем моторику рук 1
тактильных ощущений
при рисовании на песке.
Продолжаем развивать
творческое воображение
на песке пальцем, кистью
и ладонью рук.
Продолжаем учить
1
рисовать предметы

3.

«Первые ягодкиземляничка и
клубничка».

круглой и вытянутой
формы указательным
пальцем на поверхности,
засыпанной песком.
Продолжаем учить
рисовать предметы
круглой и вытянутой
формы указательным
пальцем на песке.
Продолжаем развивать
творческое воображение
при рисовании на песке
пальцем, кистью и
ладонью рук.

1

Содержание образовательной программы:
Содержание занятий программы «Песочная фантазия» составлено с
учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического
и планомерного обучения от простого к сложному. Обучение технике
рисования песком проводится с подгруппой детей 1 раз в неделю по 15
мин. в соответствии с тематическим планом.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в
зависимости от воображения и творческого замысла ребёнка.
В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и
удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки
и работы других детей.
В работе используются нетрадиционные техники рисования, которые
предусматривают:
*развитие плавности, изящества и точности движений;
*умения работать кистью и пальцами обеих рук;
*координации руки и глаза.
Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной,
основной и заключительной частей.
В конце обучения из лучших работ оформляется фотовыставка.
Годовой календарный учебный график.
Продолжительность учебного года
01.10.2024г.-31.05.2025
Продолжительность
учебного 30 недель
процесса
Режим работы
1 раз в неделю, по четвергам
Выходные
Суббота и воскресенье, праздничные
дни
Педагогическая диагностика
4 неделя мая
Количество занятий
30

Организационно - педагогические условия реализации программы:
Дополнительная
общеразвивающая
программа «Песочная
фантазия» рассчитана на 1 год. Режим занятий – 4 занятия в месяц. Занятия
проводятся 1 раз в неделю. Общее количество часов 30.
Для более эффективного решения поставленных задач в каждое занятие
включены разные виды деятельности: двигательные упражнения, песочное
рисование и обсуждение результатов.
Правила поведения в песочнице:
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы;
Нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
После игры надо помочь Песочной Фее убрать всё на свои места;
После игры в песке надо помыть руки.
Планируемые результаты
Требования к уровню подготовленности воспитанников
- Научатся использовать световой стол и песок для создания изображений;
-Отличать приёмы создания фона (просеивание сквозь пальцы,
расхлопывание ладошкой, сыпем из кулачка, сыпем из двух кулачков);
-Научатся работать кистью и пальцами обеих рук;
-Улучшится координация руки и глаза.
Оценочные и методические материалы.
Формы контроля
В начале и в конце учебного периода осуществляется диагностика по трём
направлениям: социально-коммуникативное, познавательное и речевое
развитие.
А также применяются такие формы контроля, как:
-наблюдение;
-беседа.
Критерии отслеживания усвоения программы
Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей
результатов программы. Осуществляется путём наблюдений, бесед,
диагностики, развития творческого мышления, воображения, восприятия и
мелкой моторики пальцев рук.
Условия реализации программы.
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и
материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с
особенностями и потребностями каждого ребёнка, охраны и укрепления их
здоровья.
Предполагает наличие необходимых условий для занятий:
-кабинета;
-методических пособий;
-дидактического материала;
-материально-техническое обеспечение;
-программно-методическое обеспечение процесса;

-информационно-методическое обеспечение.
Обеспечение систематичных занятий:
-календарно-тематическое планирование.
Перечень основных средств обучения
1.Кабинет, оборудованный техническими средствами обучения:
*световые столы.
2. Материалы и инструменты:
*просеянный песок;
*цветной песок;
*кинетический песок;
*цветовые камни;
*кисточки;
*трубочки;
*музыкальное сопровождение;
*тематические фигурки;
*подборка сюжетных картинок в соответствии с темой.
3. Инструкция по технике безопасности.
4. Специальная литература.
Воспитательная работа.
Обучение детей технике рисования песком включает в себя задачи:
-развития зрительно-моторной координации, владение кистями обеих рук;
-развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
-развитие воображения, творческого мышления;
-развитие высших психических функций;
-гармонизация внутреннего состояния;
-развитие художественно-эстетического вкуса.
Формы взаимодействия с родителями
-Организация выставок детских работ для родителей.
-Творческий отчёт педагога.
Список литературы
1.Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод
сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2010.-176 с.
2. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. – 340 с.
3. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. – М.: Инт.2010
4. Макарова Е.А., Балаева Н.А. Программа «Путешествие по Песочной
стране». Санкт-Петербург. 2014.

Приложение №1
Диагностический инструментарий
Диагностика детей 3-4 года (октябрь - май)
Сферы
1.Правила поведения в общественных
местах
2.Игровые правила
3.Социальная оценка поступков
1.Ф.И. ребёнка
Познавательное
2.Имена родителей
развитие
3.Животные и их детёныши
4.Сравнение двух предметов (большоймаленький)
5.Геометрические фигуры (круг,
квадрат)
6.Группирование предметов:
по цвету
форме
величине
7.Различать и называть части дома,
машины, дерева, животных, человека.
8.Развитие мелкой моторики пальцев
1.Коротко рассказывать увиденное
Речевое развитие
2.Отвечать на вопросы взрослого
3.Использование частей речи
Оценка познавательного развития определяется по 3 уровням:
сформирован, не сформирован, на стадии формирования.
Социальнокоммуникативное
развитие

Октябрь

Май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».