1
Пояснительная записка.
Актуальность программы обусловлена тем, что робототехника, как форма
деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является
эффективным средством развития таких важных качеств личности, как творческая
активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Эти
качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в
педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою
жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и
оригинальность своих идей.
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения
внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес. Личность
формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок
осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире.
Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому
дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных
для детей условий, является экспериментальная деятельность. Ребёнок познаёт мир
через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка
более полными, достоверными и прочными. Данная программа имеет познавательноисследовательскую направленность.
Адресат программы: программа «Любознательная мышка» предназначена для
детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Объем и срок освоения программы:
Срок реализации программы кружка – 8 месяцев в объеме 30 часов.
Дополнительная общеобразовательная программа реализуется в течение учебного
года, с 1 октября по 31 мая (аудиторные занятия).
Особенности организации образовательного процесса:
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения
предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.
Состав групп 10 – 12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Регулярность занятий: по 1академическому часу 1 раз в неделю. Аудиторная
нагрузка составляет 30 академ. часов. Продолжительность занятий исчисляется в
академических часах –1 час, который приравнивается к 30 минутам занятия. В ходе
занятия предусмотрен перерыв на разминку, физ.минутку или малоподвижную игру.
Недельная нагрузка на одну группу: 1 академический час.
Цель программы – формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности с использованием
высокотехнологических игрушек.
2
Задачи:
Обучающие:
1. Учить понимать элементарные схемы пространства;
2. Учить передвигаться в заданном направлении;
3. Обучить программированию робомыши;
4.Формировать навык ориентировки на плоскости.
Развивающие:
1. Развивать навыки микро - ориентировки на листе бумаги, на плоскости;
2. Развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику.
3. Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
4. Развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста
средствами STEM-образования.
Воспитательные:
1.Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений
между детьми во время образовательной деятельности;
2. Способствовать формированию навыка договариваться между собой и
действовать согласованно;
3. Формировать умение добиваться поставленной цели и доходить до
результата.
Отличительная особенность программы.
Что такое Робомышь? Это дружественный ребенку программируемый миниробот. Он прост в использовании и выполнен из прочных безопасных материалов,
является одним из средств формирования информационно-коммуникационной
грамотности детей дошкольного возраста. Огромным преимуществом этого лого
робота является то, что его можно использовать как в совместной, так и в
самостоятельной игровой деятельности ребенка, как индивидуально, так и в группе.
Робот - это технология, инструмент, то, с помощью чего педагог при правильной
организации деятельности детей и соблюдении методических рекомендаций может
решить абсолютно любые задачи.
Прежде чем дети начнут программировать робомышь и решать образовательные
задачи, которые ставит перед ними педагог, нужно научить их выстраивать и
планировать маршрут робота посредством настольных и напольных игр, созданных
специально для реализации данного проекта.
Можно выделить следующие этапы работы:
Первый этап: знакомство детей с робомышью через настольные игры, роль
мышки выполняют фишки. фишки.
Второй этап знакомства – дети сами становятся мышками, передвигаются по
заданной схеме, выполняют графические диктанты с целью усовершенствование
умения ориентировки на плоскости;
3
Третий этап - непосредственно работа с мышью.
Программа основывается на следующих принципах:
1.
обогащение (амплификация) детского развития;
2.
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
3.
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4.
поддержка инициативы детей в продуктивной творческойдеятельности;
5.
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;
6.
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в продуктивной творческой деятельности;
7.
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития).
Планируемые результаты:
ребенок овладевает робопрограммированием , проявляет инициативу и
самостоятельность в среде программирования, общении,
познавательноисследовательской и технической деятельности;
ребенок способен выбирать технические решения, участников команды,
малой группы (в пары);
ребенок обладает установкой положительного отношения к робопрограммированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому
себе, обладает чувством собственного достоинства;
ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует
в совместном техническом творчестве имеет навыки работы с различными
источниками информации;
ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре
и конструировании; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает
программы на компьютере для различных роботов;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить
техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств
и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо- технической и
исследовательской деятельности;
4
ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач,
может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом
соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;
ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с
электротехникой;
ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо- технической
деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать.
Механизм оценивания образовательных результатов:
Участие детей в интеллектуальных играх, различных конкурсах, проектах и
олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровня.
Формы подведения итогов реализации программы:
Обучающиеся участвуют в различных конкурсах, проектах и олимпиадах
муниципального, регионального и всероссийского уровня.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая
справка, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, материал
анкетирования, фото, отзыв родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс,
олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, праздник.
Проверка результатов производится в виде наблюдений за деятельностью детей,
на диагностических итоговых занятиях в конце учебного года.
Так как программа рассчитана на один год обучения, то возможно размещение
прогнозируемых результатов и форм их проверки в пояснительной записке как ее
завершение.
5
Организационно-педагогические
условия
реализации
дополнительной общеразвивающей программы:
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей
программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативноправовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный
закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», приказ Министерства просвещения Российской Федерации
№ 196 от 9 ноября 2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»,
Социально-психологические
условия
реализации
общеразвивающей
программы обеспечивают:
учет специфики возрастного психофизического развитияобучающихся;
вариативность
направлений
сопровождения
участников
образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья
обучающихся);
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
дифференциация и индивидуализация обучения; выявление и поддержка одаренных
детей;
формирование коммуникативных навыков в среде сверстников.
Материально-технические условия.
Кабинет,
соответствующий
санитарным
нормам
СанПин.
Пространственно-предметная среда (наглядные пособия).
Технические средства: мультимедийное оборудование, ноутбук, программное
обеспечение, акустическая система (музыкальная колонка),
STEM - наборы
«Робомышь».
Демонстрационные наглядные пособия: плакаты, картины, игрушки, предметы
ближайшего окружения, игры на развитие логического мышления, творческого
воображения, речевых навыков, конструктор различного вида.
Раздаточный материал: комплекты картинок по темам для каждого ребёнка,
предметы по темам; карточки для выполнения заданий.
6
Кадровые условия.
Педагог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю данной
программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и
педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методов
обучения:
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с
привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения
иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т. д.) Контрольный
метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в
процессе выполнения практических заданий) Групповая работа (используется при
совместной сборке моделей, атакже при разработке проектов)
Соревнования (практическое участие детей в разнообразных
мероприятиях по техническому конструированию).
Календарно-тематический план .
№ п/п Тема
Кол-во часов
1.
Знакомство с робомышью
2
2.
Основные команды.
3
3.
Учим робота двигаться
4
4.
Работа с тематическими карточками
4
5.
Работа с полем: «Грамота»
2
6.
Работа с полем: «Геометрические фигуры»
2
7.
Работа с полем «Цифры»
2
8.
Работа с полем: «Сказки»
2
9.
Работа с полем: «Космос»
2
10.
Работа с полем: «Дорожные знаки»
Самостоятельная работа с робомышью.
Игры-соревнования
Итоговое занятие совместно с родителями
2
Итого:
30
11.
12.
7
4
1
Содержание программы:
№п/п
1-2
Тема
Цели изадачи
Методы иприемы
Обеспечение
Повторение
основных
команд,
составление
простых
маршрутов.
Напомнить детям
основы
движения мыши,
совершенствовать
умение
прокладывать
маршрут,
отсчитывая шаги,
задавать роботу
план действий
Беседа.Показ с
объяснением
просмотр
видеоролика
Робомышь,
Поле для робомыши
Ноутбук
Работа с
тематически
3-5
ми
карточками
Совершенствовать
умение
прокладывать
маршрут, опираясь
Показ
на графические
Демонстрация
схемы. Упражнять
Совместная
в умении
деятельность
составлять и
выполнять
графические
диктанты.
Робомышь, поле для
робомыши, тетради
в крупную клетку,
простые и цветные
карандаши.
6-9
Учить
программировать
робомышь,
упражнять в
умении
конструировать
геометрические
фигуры, по
нахождению
фрагментов фигур,
перечислению их
свойств.
Робомышь, поле для
робомыши, наборы
карточек с
геометрическими
фигурами,
плоскостные и
объемные
геометрические
фигуры.
Показ
Работа с полем:
«Геометрические
Демонстрация
8
фигуры»
Совместная
деятельность
Учить
программировать
робомышь,
закреплять
умение
определять
предыдущее,
последующее и
Показ,
пропущенное
демонстрация,
число;
совместная
упражнять в
деятельность
решении
примеров на
вычитание.
Упражнять в
умении
ориентироваться
на плоскости.
Робомышь,
поле для робомыши,
карточки с цифрами
и арифметическими
знаками, тетради в
крупную клетку,
простые и цветные
карандаши.
Учить
программировать
робомышь,
закреплять умение
определять
предыдущее,
Показ,
последующее и
Работа с полем:
демонстрация,
12-15
пропущенное
«Сложение»
совместная
число; упражнять в
деятельность
решении примеров
на сложение.
Упражнять в
умении
ориентироваться на
плоскости.
Робомышь,
поле для робомыши,
карточки с цифрами
и арифметическими
знаками, тетради в
крупную клетку,
простые и цветные
карандаши
10-12
Работа с полем:
«Вычитание»
9
Учить
программировать
робомышь,
Работа с полем: упражнять в
16-18
«Состав числа» умении
определять состав
чисел, способа их
образования.
Упражнять в
умении
ориентироваться
на плоскости.
Учить
программировать
робомышь,
разрабатывать
задания для
робомыши,
совершенствовать
умение
составлять и
Работа с полем:
решать
19-22 «Составление и
арифметические
решение задач»
задачи на
сложение и
вычитание.
Упражнять в
умении
ориентироваться
на плоскости.
Показ
Демонстрация
Совместная
деятельность
Робомышь, поле
для робомыши
карточки с цифрами
и арифметическими
знаками, тетради в
крупную клетку,
простые и цветные
карандаши
Показ
Демонстрация
Совместная
деятельность
Робомышь, поле
для робомыши
карточки с цифрами
и арифметическими
знаками, карточки с
предметными
картинками разного
количества, тетради
в крупную клетку,
простые и цветные
карандаши
10
23-24 Работа с полем: Учить
«Лабиринты»
программировать
робомышь,
разрабатывать
задания для
робомыши,
упражнять в
умении
ориентироваться
на плоскости,
выполнять
графический
диктант на листе
бумаги в клетку.
25. Работа с полем: Учить
«Время, сутки». разрабатывать
задания для
робомыши,
составлять план
действий
на игровом поле.
Закреплять
умение
последовательно
называть части
суток, дни
недели.
26. Работа с
Учить
разрабатывать
полем:
задания для
«Времена
робомыши,
года»
составлять план
действий
на игровом поле.
Закреплять
умение
последовательно
называть месяцы
и времена года.
Показ
Демонстрация
Совместная
деятельность
Робомышь, поле для
робомыши, фишки
и полоски для
выкладывания
лабиринта, тетради
в крупную клетку,
простые карандаши,
фигурки человечков
и зверят.
Показ
Демонстрация
Совместная
деятельность
Робомышь, поле для
робомыши,
карточки с
изображением
частей суток,
режимных
моментов
Показ
Демонстрация
Совместная
деятельность
Робомышь, поле для
робомыши.
Карточки с
изображением
времен года, их
примет,названия
месяцев.
11
27-29 Самостоятельна
я работа с
робомышью
Игрысоревнования
30.
Совершенствов
ать умение
разрабатывать
задания для
робомыши,
составлять план
действий
на игровом поле ,
развивать
способность в
моделировании
пространственны
х отношений
между объектами
на плане.
Выявление
полученных
знаний и
умений
Совместная
деятельность
Робомышь, поле для
робомыши. Тетради
в крупную клетку,
простые карандаши.
Робомышь, поле для
робомыши
12
30
Итоговое
занятие
совместно с
родителями
Выявление
полученных
знаний и умен
Совместная
деятельность
Наборы «Робомышь
Список литературы
1. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
2. Энциклопедический словарь юного техника. – М.,
«Педагогика», 1988. – 463 с.
3. «Робототехника для детей и родителей», Санкт-Петербург «Наука» 20с.
4. Программа курса «Образовательная робототехника».
Томск: Дельтаплан, 2012.- 16с.
5.Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в
условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С.
Ишмакова; Всерос. уч.-метод.центр образоват. робототехники. —
М.: Изд.-полиграф. центр
«Маска», 2013. Филиппов С. А. Робототехника для детей и
родителей под редакцией д-ра техн. наук, проф. А. Л. Фрадкова, С.П., «НАУКА», 2011.
6.Ташкинова Л. В. Программа дополнительного образования
«Робототехника В детском саду» [Текст] // Инновационные
педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г.
Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук,
2016. — С. 230-232. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10278/ (дата обращения:
17.09.2018).
13
Список детей, посещающих кружок «Любознательная мышка».
№
1
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения
Денисенко Алина
29.04.2019
2
Мясникова Варвара
27.09.2019
3
Кузнецова Мария
05.06.2019
4
Малкина Василиса
20.10.2019
5
Федосеев Лев
13.08.2019
6
Пойлов Демид
01.05.2019
7
Одинцов Богдан
14.12.2019
8
Федосеев Степан
26.01.2019
9
Дылдина Алиса
03.03.2019
10
Шубина Лиза
05.05.2019
14