Прогамма Цветные числа

Пояснительная записка
Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как?
где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество
способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину
происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения
поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении
окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976)
разработал универсальный дидактический материал для развития у детей
математических способностей. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек,
которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными
числами», «цветными линеечками». Счетные палочки Кюизенера являются
многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки»
ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа,
отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и
многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития
фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, нагляднодейственного мышления, внимания, пространственного ориентирования,
восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе
занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с
ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр, занятий,
знакомясь с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже
выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать
законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Адресат программы: программа дополнительной образовательной услуги
«Цветные числа» предназначена для детей дошкольного возраста от 6 до 7
Объем и срок освоения программы: Срок реализации программы кружка–8
месяцев
в
объеме
30
часов.
Дополнительная
общеобразовательная
программареализуется в течение учебного года, с 8 октября по 12 мая
(аудиторныезанятия).
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: Регулярность
занятий: по 1 академическому часу 1 раз в неделю. Аудиторная нагрузка
составляет 30 академических часов. Продолжительность занятий исчисляется в
академических часах – 1 час, который приравнивается к 30 минутам занятия. В ходе
занятия предусмотрен перерыв на разминку, физ. Минутку или малоподвижную
игру. Недельная нагрузка на одну группу: 1 академический час.
Цель программы:
Формировать математическое мышление развивать творческое воображение
воспитывать настойчивость волю усидчивость целеустремленность
Актуальность рабочей программы: наблюдение за образовательным
процессом позволило сделать вывод о том, что сенсорный опыт и основные
логические операции у детей сформированы недостаточно. Для эффективной
работы они нуждались в многофункциональном развивающем дидактическом
средстве, которое позволит «через руки», в доступной для детей форме подвести к
пониманию различных абстрактных математических понятий, которое способно
реализоваться в широком спектре видов деятельности, позволяющем вовлечь в

общую работу детей с различными интересами, с разными ведущими каналами
восприятия, помочь каждому ребенку проявить себя.
 В
дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие
материалы. Однако из всех рассмотренных мной математических пособий палочки
Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям
формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а
также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в
основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
 к тому же сегодня на смену учебно-дисциплинарной модели воспитания
пришла личностно-ориентированная модель, эффективность которой основана на
чутком отношении к ребенку и его развитию и на определении степени его
самостоятельности. Поэтому палочки Кюизенера с их ориентацией на
индивидуальный подход и идеи автодидактизма обретают все большее значение.
Основные задачи
1. Сравнивать предметы, находить в них сходство и различие,
систематизировать и группировать их по цвету, форме, величине, толщине.
2. Выстраивать ряды (лесенки) из палочек, находить недостающую
палочку.
3. Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на
более сложные изображения в натуральную величину.
4. Выкладывать изображения по памяти.
5. Уметь работать со схемами.
6. Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета,
прямого и обратного счета;
7. Свободно ориентируются по числовому ряду;
8. Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа,
познакомятся с составом числа первого десятка;
9. Научатся складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;
10.
Научатся решать простые задачи на сложение и вычитание,
логические задачи, познают действия умножения, деления;
11.
Совершенствуются представления о геометрических фигурах;
12.
Успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по
цвету и величине;
13.
Повысится уровень знаний в области счёта.

Методы и приемы обучения
Для обучения детей играм с палочками Кюизенера используют
разнообразные методы и приемы:
игровые (игровые ситуации, дидактические, подвижные игры);
- наглядные (образцы, таблицы, схемы, карточки);
- словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог);
- практические (упражнения, обследования, исследования).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно - иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую
информацию);
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);
- частично - поисковый (решение поставленной задачи) совместно исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Содержательный раздел
Количество
НОД в неделю
1

Количество
НОД в месяц
4

Количество
НОД в год
30

Время
проведения
1 академический
час

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
1
2

Наименование разделов
Повторение
«Хвойный лес»

Количество часов
1
1

3

«Лягушонок»

1

4

«Ходим по лестнице »

1

5

«Мы с Тамарой ходим парой»

1

6

«Скорый поезд»

1

7

« Кто старше? »

1

8

«Взрослые и дети »

1

9
10

«Три подружки»
«Лес»

1
1

11

Игровое упражнение
«Четные не четные»

1

12
13
14
15
16

Игровое упражнение
« Измерь дорожки »
13.«Время»
Игровое упражнение
«Как разговаривают числа »
Игровое упражнение
« О чем говорят числа »
«Угощение тортом »

1
1
1
1
1

17

«Палочки можно складывать»

1

18

«Палочки можно вычитать»

1

19

Игровое упражнение
«Узнай длину ленты»
Игровое упражнение
«Измеряем разными
мерками »
«Покажи, как растут числа»

1

«Логические задачки на
цветовую
последовательность»

1

20

21
22

23

1

1

1

24

«Состав чисел 4,5 »
« Состав числа 6,7 »

25

«Состав числа 8,9»

1

26

«Состав числа 9,10»

1

27

27-30.«Логические задачки
на цветовую
последовательность »

4

Итого:

1

30

Дата

Тема

8 октября

1Повторение

15 октября

2.«Хвойный лес»

22 октября

3.«Лягушонок»

29 октября

4 «Ходим по
лестнице»

5 ноября

5.«Мы с Тамарой
ходим парой»

12 ноября

6 «Скорый поезд»

19 ноября

7. « Кто старше? »

26 ноября

8.«Взрослые и дети »

Содержание
Цвет, величина, ориентация
( право,лево..)
Количественный счет до 10,геометрич
еские фигуры.
Учить детей видеть форму в
предметах, воспроизводить сходство с
реальными предметами (строение,
пропорции, соотношение частей),
развитие воображения.
Учить детей составлять целое из
отдельных предметов, работать по
словесной инструкции, сравнивать
предметы по разным признакам.
Развивать пространственную
ориентировку.
Учить детей сравнивать предметы по
высоте, обозначать словами результат
сравнения (выше – ниже); составлять
число из единиц в пределах 5;
различать порядковый и
количественный счет; отвечать на
вопросы: «Сколько? Которая по
счету?»
Упражнять детей в счете двойками.
Учить находить сходство и различия
между предметами, осмысленно
использовать математическое понятие
«пара».
Упражнять детей в сравнении
предметов по длине ,называть словами
результат
сравнения, упражнять в счете в
пределах заданного числа.
Формировать представления о
возрасте. Развивать умение находить
соответствие цвета с числовым
значением палочек и цифрой;
сравнивать предметы по величине.
Конкретизировать представления
детей об обобщенном образе человека
(мужчина, женщина, девочка,
мальчик, бабушка, дедушка) в
модельной конструкции. Развивать
умение оперировать признаками
предмета; сравнивать изображенных
людей по полу и возрасту.

Недел
я
2 неделя

3 неделя

4 неделя

5неделя

1 неделя

2 неделя

3
неделя

4 неделя

3 декабря

9.«Три подружки»

10 декабря

10.«Лес»

17 декабря

11.Игровое
упражнение
«Четные не четные»

24 декабря

21 января

28 января

4 февраля

11 февраля

12.Игровое
упражнение
« Измерь дорожки »
14.Игровое
упражнение
«Как разговаривают
числа »

15.Игровое
упражнение
« О чем
говорят числа »
16.«Угощение тортом
»

17. «Палочки можно
складывать»

Закреплять
умение
сравнивать 1 неделя
предметы по высоте, обозначать
словами результат сравнения (выше –
ниже); измерять с помощью условной
мерки; моделировать предметы по
воображению.
Упражнять детей в конструировании 2 неделя
деревьев разных пород из палочек;
сравнении предметов по высоте с
помощью условной мерки. Закреплять
умение
ориентироваться
в
пространстве, пользоваться словами :
дальше, ближе, выше, ниже, слева,
справа.
Учить детей увеличивать и уменьшать 3
числа в пределах десяти на единицу, неделя
учить называть соседей данного числа.
Познакомить детей с четными и
нечетными
числами,
учить
устанавливать логические связи и
закономерности.
Учить устанавливать логические связи
и
закономерности,
развивать 4 неделя
зрительный глазомер, учить понимать
поставленную задачу и решать ее
самостоятельно
Учить детей определять числовые
значения цветных палочек.
3
Познакомить детей с понятиями
неделя
«больше», «меньше». Познакомить
детей со знаками «<»,«>», учить
читать и записывать записи типа «3 <
4»,
«4 > 3»
4 неделя
Учить детей определять числовое
значение цветных палочек.
Продолжать знакомить с понятием
«больше», «меньше».
Учить детей делить целое на равные 1 неделя
части; показывать и называть части:
одна вторая, одна четвертая, две
четверти,
половина.
Закреплять
понятия: «часть - меньше целого», «
целое - больше части».
Учить детей ориентироваться в 2 неделя
пространстве
(налево,
направо.)
Развивать
количественные
представления детей. Учить находить
палочки по сумме равные двум
данным

18 февраля

24 февраля

3 марта

10 марта

17 марта

24 марта

1 апреля

8 апреля

15 апреля

22 апреля
29 апреля
5 мая
12 мая

18. «Палочки можно
вычитать»

19.Игровое
упражнение
«Узнай длину ленты»

20.Игровое упражнение
«Измеряем разными
мерками »

21«Покажи, как растут
числа»

22 «Логические задачки
на цветовую
последовательность»
23.«Состав чисел 4,5 »
24.« Состав числа 6,7 »

25.«Состав числа 8,9»

26.«Состав числа 9,10»

27-30.«Логические
задачки на
цветовую
последовательность »

Продолжать учить детей ориентироваться
в пространстве (налево, направо.)
Развивать количественные
представления детей. Учить
находить разность чисел
Учить детей понимать количественные
отношения между числами первого
десятка. Учить находить связь между
длиной предмета, размером мерки и
результатом измерения.
Учить устанавливать логические связи и
закономерности,
развивать
зрительный глазомер, учить понимать
поставленную задачу и решать ее
самостоятельно.
Учить детей измерять с помощью двух
условных
мерок длину предмета.
Учить детей находить зависимость
между измеряемой величиной, меркой
и результатом.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Продолжать учить детей увеличивать и
уменьшать числа в пределах 10 на
единицу, учить называть соседей
данного числа. Учит детей сравнивать
смежные числа, устанавливать
логические связи и закономерности.
Учить детей решать логические задачи на
основе зрительно воспринимаемой
информации.
Учить понимать предложенную задачу
Учить детей составлять число из двух
меньших чисел, развивать зрительный
глазомер, память, внимание.
Учить детей составлять число из двух
меньших чисел, развивать зрительный
глазомер, память, внимание.
Учить детей составлять число из двух
меньших чисел, развивать зрительный
глазомер, память, внимание.
Учить детей составлять число из двух
меньших чисел, развивать зрительный
глазомер, память, внимание.
Учить детей решать логические задачи на
основе зрительно воспринимаемой
информации.
Учить понимать предложенную задачу
самостоятельно.

3
неделя

4
неделя

1
неделя

2
неделя

3
неделя
и решать
4

ее само

неделя
1
неделя
2
неделя
3
неделя
4 неделя
5 неделя
и1неделя
решать
2 неделя

ее

Материально-техническое обеспечение:
Развивающие игры и занятия с палочками кюизинера для работы с детьми 37 лет под редакцией В.П. Новиковой, Л.И. Тихоновой «Цветные счетные палочки
кюизинера». Плоскостной вариант палочек кюизенера - Б.Б. Финкельштейн
«Волшебные дорожки альбом – игра палочки Кюизенера».
Используемая литература:
1.«Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению
математике детей 5-7 лет» Л.Д. Комарова. М., Издательство ГНОМ, 2012.
2.«Разноцветные полоски» сост. Л.М. Кларина, З.А. Михайлова.
3.«Дом с колокольчиком» автор Б.Б. Финкельштейн, Санкт-Петербург, ООО
«Корвет», 2013.

Список Детей посещающих кружок:
№
1

Фамилия имя ребёнка
Авалбаева Карина

Дни рождения
22.02.2019

2

Старикова Дарья (ОВЗ)

13.03.2019

3

Кривошеин Артем (ОВЗ)

15.01.2019

4

Тришин Георгий

28.01.2019

5

Киунов Никита

25.06.2019

6

Леонтьева Анна (ОВЗ)

17.06.2019

7

Митракова Виктория

03.05.2019

8

Федосеева Валерия

02.02.2019

9

Ярков Дмитрий (ОВЗ)

05.10.2018

10

Онучина Аврора

15.09.2019


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».